|
|
|
|
|
|
|
|
СТАТЬИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Александр Пыльский Так наступило ли время Color Plug-n-Play?
Не секрет, что технология CMS, несмотря на “взрослый” уже возраст, еще далека от совершенства. Неожиданный всплеск интереса к ней в настоящее время вызван, увы, не кардинальным улучшением самой технологии, а растущими требованиями рынка к наличию простой и открытой (аппаратно-независимой) платформы. Налицо просто революционная ситуация: “верхи не могут, а низы очень хотят”. И, видимо, в будущем развитие этой технологии резко ускорится, а её возможности значительно возрастут. Ведь альтернативной ей универсальной технологии нет. Оценим современные достижения технологии CMS: - Доступность. В отличие от закрытых дорогих систем (типа Kodak PhotoCD), CMS совершенно открыта и доступна всем. Благодаря тому, что она встроена во все современные операционные системы, нет необходимости покупать и инсталлировать какое либо дополнительное ПО. Такие пакеты, как CorelDraw, уже давно устранились от решения проблем корректной цветопередачи собственными силами, переложив эту задачу на CMS. CMS доступна и программистам - открытые стандарты и библиотеки функций SDK легко найти в Сети.
- Независимость от типа компьютера. К примеру, в Windows (начиная с 98) и MacOS (начиная с версии 8.x) используются одинаковые алгоритмы управления цветом (от Heidelberg Prepress). Основанные на аппаратно-независимой модели цвета, CMS обеспечивает легкий и простой перенос изображений между любыми компьютерами. К примеру, она отлично работает с изображениями в Сети.
- Модульность и инструментальность. Технология достаточно стандартизована, что позволяет одновременно на одном компьютере использовать алгоритмы (CMM) и профили от различных изготовителей. Также имеется возможность самостоятельно изготавливать профили устройств, повышая (по крайней мере теоретически) точность работы системы.
Но вместе с тем и несколько “бочек дегтя”: - Нет связи алгоритмов с сюжетом и “памятными” цветами . В условиях “тотальной” универсальности добиться точного (математического) соответствия цветов на различных печатных устройствах возможно далеко не всегда. Идеально совпадать будет только очень малая область цветов. Настолько малая, что о широком практическом применении этого метода (он называется Colorimetric) говорить не приходится. Реально применятся могут только способы с нелинейным преобразованием цветовых пространств (gamut mapping), которые по определению допускают искажения цвета. На практике это происходит всегда, когда делается цветокоррекция, именно здесь то и скрыто “тайное оружие” профессионалов-цветокорректоров. Специалисты по цветоделению выходят из положения, используя особенности человеческого цветовосприятия - абсолютно субъективном, основанном на сюжете, восприятии цвета человеческим мозгом, законы колориметрии которому не писаны. Здесь имеют значение “памятные” цветоразности, соотношения цветов между собой, которые с детства закреплены в памяти человека. К примеру, правила синтеза цвета травы, неба, человеческого лица и т.п. Но это уже не технология, а искусство. И, соответственно, особо рассчитывать на применение CMS для профессиональных целей не приходится.
- Низкая точность табличных преобразований. Даже если не обращать внимание на описанное выше принципиальное ограничение возможностей CMS, при преобразовании цвета придется столкнуться с ошибками интерполяции. Это связано с тем, что из-за отсутствия физической модели печатного процесса законы взаимного влияния красок при их наложении невозможно описать аналитически. В результате для большинства расчетов внутри системы управления цветом применяются огромные таблицы (матрицы преобразования Lab-CMYK и CMYK-Lab). Такой способ, чем-то напоминающий таблицы логарифмов Брадиса (если читатели помнят о таких), очень громоздкий и неточный. Трехмерная таблица преобразования с шагом в 5% должна была бы содержать не менее 8 000 (203) значений. И даже такая точность с учетом нелинейности явно недостаточна, ведь различаемых глазом цветов и оттенков миллионы. На практике же используются профили, полученные промером 2000-польной (а то и 400-польной) шкалы, а недостающие значения система “додумывает” самостоятельно, используя фирменные алгоритмы “предсказания". Естественно, что при этом не избежать ошибок интерполяции, которые скажутся на гладкости тонопередачи.
- Необратимость преобразования. Как следствие применения интерполяции и низкой точности табличного преобразования следует учитывать и несимметричность матриц Lab-CMYK и CMYK-Lab. Каждое такое преобразование приводит к необратимой деградации изображения. В случае же работы с изображениями в формате CMYK отсутствие адекватной таблицы CMYK-Lab делает систему управления цветом вообще бесполезной. Проверить вышесказанное очень просто - произведите с помощью CMS преобразование CMYK-изображения в Lab и обратно, используя один и тот же профиль, а затем сделаете поканальное вычитание исходной картинки и результата.
- Низкая “разумность” цветоделения. Некоторые ограничения систем управления цветом вообще вызывают недоумение у специалистов. К примеру - учет растискивания. Специалистам хорошо известно, что для правильного предсказания процесса печати в полиграфии необходимо правильно учитывать растекание краски на бумаге (dot gain). При этом они знают, что это число зависит, в свою очередь, от множества других характеристик. К примеру, от линиатуры. Учесть это через профиль невозможно. Приходится создавать множество профилей для каждого режима печати. Далее - несмотря на широкое распространение спектрофотометров, таблицы преобразования в CMYK не могут хранить спектральные характеристики базовых красок. В результате таблицы создаются только для фиксированного освещения (обычно D50). При этом для перехода на другие условия освещенности необходимо создавать новый профиль. Конечно же хроматическая адаптация - это задачка не для 2-го класса, но она давно имеет аналитическое решение. В еще большей степени это касается и адаптации под конкретный цвет или белизну бумаги. Стоит посмотреть на каталог любого поставщика бумаги и оценить усилия, необходимые для построения работоспособной библиотеки профилей цветоделения. Труд, достойный Геракла. Ну, а если вспомнить, что серьезный цветной PostScript-принтер может имеет несколько методов растрирования. Использование CMS в этих условиях больше напоминает игру в лотерею с солидной стоимостью каждого билета. Подключайте и играйте.
далее…
Дата размещения: 2001-11-24 12:54:19
|
|
|
|
|
|
|
|