Алексей Шадрин
Цифровая цветопроба с помощью струйных принтеров «Epson» и РИП-ов «Harlequin»
Цветопроба — это микротиражная эмуляция того или иного печатного процесса. Необходимость цветопробы в полиграфической практике продиктована минимум двумя причинами:
- несовершенством устройств RGB-визуализации — мониторов: даже идеально отлаженный, калиброванный монитор, работающий в связке со спектрометрически построенным и грамотно используемым профайлом печатного устройства (в опциях экранной цветопробы графических редакторов), не может дать исчерпывающего представления о том, как будет выглядеть изображение в типографском оттиске
- тем, что эволюционно человеческое зрение, в первую очередь, приспособлено к рассматриванию отражающих объектов.
Цифровая цветопроба выполняется при помощи традиционной настольной издательской системы и цифрового четырехкрасочного (или шестикрасочного) печатающего устройства — принтера.
Механизм действия цифровой цветопробы целиком основан на традиционных принципах ICC и заключается в следующем: CMYK-значения рипуемого изображения пересчитываются в значения собственно цвета (аппаратнонезависимые LAB-значения) по профайлу эмулируемого печатного процесса, то есть по профайлу печатного станка. LAB-значения вновь пересчитываются в CMYK-значения, но уже по профайлу струйного принтера. Таким образом, РИП-ом осуществляется конверсия profile to profile (CMYK to CMYK`).
Далее следуют растеризация и вывод.
Оттиск цветопробы может быть выполнен как регулярным растром (линиатура около 100 lpi), так и стохастическим (HDS Super Fine).
Выбор способа растрирования определяется скорее маркетинговыми соображениями, нежели технической необходимостью: для эмуляции заурядного офсета, флексопечати, трафаретной печати предпочтительна проба, выполняемая регулярным растром. Это связано с тем, что заказчик тиража должен увидеть изображение максимально приближенным к типографскому оттиску как по тону и цвету, так и по структуре.
Недостатками пробы, выполняемой регулярным растром являются:
- возможность появления непредсказуемого муара в сплошных заливках большой площади (проблема связана с особенностью работы струйных принтеров);
- определенная потеря резкости изображения и мелких деталей из-за низкой линиатуры вывода;
Если цветопроба эмулирует высококачественный офсет или/и предназначается исключительно для служебного пользования —предпочтителен стохастический растр.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
В дополнение к традиционным устройствам DTP потребуются:
- цветной четырехкрасочный (можно шестикрасочный) струйный принтер Epson[1]. Рекомендуемые модели: 1270, 1290 (водные красители). Использование принтеров старших моделей, использующих т.н. «пигментные» красители пока не рекомендуется из-за сильно выраженного метамерического эффекта (упрощенно: изменение оттенка изображения в зависимости от цветовой температуры падающего света) и совершенно неудовлетворительной градации тонов в тенях;
- выбор бумаги определяется финансовым расчетом — подойдет даже дешевая Inkjet бумага (S041068), но следует помнить что цветовой охват принтеров в сочетании с данной маркой бумаги будет несколько меньше, чем цветовой охват стандартного евроофсета, и системе цветового пересчета (color rendering intent) будет труднее привести внеохватные цвета. Желтым цветом на рисунке показан цветовой охват стандартного евроофсета, черным — охват принтера Epson Stylus Photo 1290 c бумагой Inkjet (S041068)
Лучше использовать дорогие сорта бумаги, например Premium Glossy Photo Paper. Цветовой охват системы Epson1290+бумага Premium Glossy Photo Paper весьма близок к евроофсету, а по общей площади не уступает ему.
Желтым цветом на рисунке
показан цветовой охват стандартного евроофсета, черным - охват принтера
Epson Stylus Photo 1290 c бумагой Premium Glossy Photo Paper (S041316).
- спектрофотометр, желательно сканирующий (например X-Rite DTP-41). Устройство весьма дорогое (около 2500-3000$), поэтому, легче найти контору, оказывающую услуги по спектрометрии. Будет достаточно, если контора предоставит текстовый «color reference file», содержащий информацию о цветовых замерах. Просить об услуге построения профайла не имеет смысла — его можно построить самостоятельно, исходя из данных спектрометрии, содержащихся в референс-файле.
НЕОБХОДИМОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
- Необходимо определиться с сортом бумаги для производства цветопроб и в дальнейшем использовать только выбранный(е).
- Подготовить к печати т.н. CMYK-тесткарты. В полиграфической практике широко используется стандартная карта IT8 7/3, однако мы отдаем предпочтение тест-картам от Heidelberg: т.н. PrintOpen Extended CMYK-testcharts на 840 полей (патчей), которые прилагаются к программе Heidelberg PrintOpen или которые можно бесплатно скачать с www.realcolor.ru в разделе «Калибровка принтеров на расстоянии». Патчи этих карт существенно крупнее патчей IT8 7/3, что облегчает измерения.
Готовят сепарированный постскрипт-файл.
- Необходимо определиться с линиатурой вывода цветопробы (рекомендуемая линиатура при разрешении печати 720 dpi и использовании системы Harlequin Precision Screen (HPS) — 90-100 lpi), формой точки, углами поворота растра.
При стохастическом растрировании рекомендуется всегда выбирать позицию «HDS Super fine».
ВНИМАНИЕ! Изменение даже одного из этих параметров и/или сорта бумаги после отладки пробы потребует повторной спектрометрии.
- Печать тест-карт на принтере.
Печать тест-карт на принтере.
Особенность вывода тест-карт на принтере состоит в том, что печать должна проводиться без какой-либо регулировки тона и цвета, то есть, все специфические настройки вывода в Page setup должны быть отключены.
ВНИМАНИЕ! Масштабирование тест-карт категорически недопустимо. Карты должны быть распечатаны в масштабе 1:1. В противном случае возможны серьезные сбои при спектрометрии сканирующими приборами.
- Офсетная (типографская) печать тех же тест-карт из того же постскрипт-файла.
- Спектрометрия тест-карт и построение CMYK-профайлов принтера и офсетного станка. Тонкость построения CMYK-профайлов заключается в том, что никаких тонкостей нет: пользователь может не заботиться о настройках профайла — РИП проигнорирует эти настройки и «вынет» из профайла лишь данные о собственно колориметрии. Поэтому пользователь может не тратить усилия на изучение особенностей программ построения профайлов, а пойти по простому пути, подсказанному интерфейсом этих программ, оставляя установки, данными по умолчанию.
Только по особому желанию пользователя РИП может учесть параметры кривой генерации черного, заложенные в профайл (см. ниже), а также систему цветового пересчета (color rendering intent).
- Типографская печать тестового CMYK-изображения, деленного по профайлу данного печатного станка или, по крайней мере, по евростандарту. Пример тестового изображения показан ниже.[2] Тест можно создать самостоятельно. Рекомендация: в тестовом изображении обязательно должны присутствовать градиентные шкалы от 0 до 100% тона по четырем каналам CMYK, а также лицо человека.
НАСТРОЙКА РИП-а
- Инсталляция профайлов в РИП.
Меню: Color\Install ICC profile
Профайл офсетного станка (в нашем примере StandartEuro) инсталлируется как Input Profile.
Профайл принтера инсталлируется как Device profile. В списке For Device следует указать нужное устройство.
- Организация схемы цветового пересчета (способа цветопередачи) — color rendering intent. Создание данной схемы — основа цветопробы.
Цветовой охват (gamut) человеческого зрения много больше, чем цветовой охват принтеров и печатных машин. Цветовой охват печатающих устройств является составной частью цветового охвата человеческого зрения. Существует проблема: в рамках гамута печатающих устройств необходимо эмулировать те цвета, что лежат вне этого гамута. Например: краски пылающего заката, июньская молодая зелень. Существует четыре методики: Saturation, Perceptual, Relative colorimetric, Absolute colorimetric, суть которых можно узнать из статьи «Rendering Intent в ICC-профайлах».
Меню: Color\ Сolor Rendering Intent Manager. В появившемся окне выбирают Relative colorimetric, метод генерации черного (Black generation /where appropriate/) — рекомендуется light, возможен Medium (прочие варианты используются для решения специфических печатных задач).[3] Из опыта известно, что для принтеров Epson сумма красок (Maximum ink) не должна превышать 300%.
Схема цветового пересчета именуется (в нашем примере Offset emulation) и сохраняется.
- Создание общей цветовой схемы для данной пробы (Color Setup).
Меню: Color\Color Setup Manager
Последовательность действий и установки показаны на иллюстрации. В секции Rendering Intents во всех списках следует выбрать ту схему цветового пересчета, которая была подготовлена (в нашем примере Offset emulation). Таким образом, схема цветового пересчета (color rendering intent) является составной и важнейшей частью общей цветовой схемы данного процесса.
- Подключение общей цветовой схемы (в нашем примере Offset digital proof) к Page Setup, который использовался в свое время для печати тест-карт — секция Separations, Screening & Color, список Color.
- Рипование и печать тестового изображения. Сравнение его с офсетным оттиском.
При обработке первого постскрипт-файла РИП создает и записывает специфические цветовые таблицы, что занимает около 5 минут.
Риповка последующих постскрипт-файлов проходит в обычном режиме.
На первой пробе возможно несоответствие тона и цвета принтерного оттиска офсетному: тестовый оттиск цветопробы может оказаться ощутимо светлее/темнее, чем печатный тестовый оттиск.
В этом случае нужно отказаться от схемы цветового пересчета, заложенной в профайл принтера, и прибегнуть к стандартной схеме, заложенной в РИП. Установки общей цветовой схемы в этом случае будут выглядеть так: