Константин Бочков Сканирование - это просто.
Часть 5. Цветокоррекция в Lab.
Модель
Lab весьма специфична для тех, кто привык работать в традиционных системах
CMYK и RGB. Разделение информации о яркости и цвете в изображении позволяет
свободнее настраивать его тоновый диапазон, цветовой баланс и проводить
корректировку отдельных цветов.
Работа
с каналом Lightness мало чем отличается от тоновой коррекции изображения
Grayscale, надо учитывать только ту особенность, что в отличии от суммарной
кривой RGB или CMYK кривая Lightness не влияет на насыщенность цветов, а
только меняет степень освещенности. При смещении кривой вниз - цвета ”зачерняются”,
а вверх - “выбеливаются”.
Каналы
цвета - a (красно-зеленый) и b (сине-желтый) устроены
так, что в зоне нулевых значений (середине градационной кривой) расположены
ахроматические цвета (близкие к серому). Эта зона регулировки нейтральных
цветов, корректировки цветового баланса всего изображения в целом.
Чувствительность
регулировки кривых в модели Lab гораздо острее, чем в CMYK или RGB. Вероятно
это объясняется тем, что модель Lab описывает самое широкое цветовое пространство
среди всех моделей. Даже монитор с его достаточно
широким цветовым охватом не в состоянии отобразить Lab корректно.
На
краях градационных кривых цветовых каналов находятся цвета имеющие наибольшую
насыщенность. Практически, все информация печатного и экранного диапазонов
укладывается в половинный интервал градационных кривых a и b. Это легко
видеть на гистограммах Levels.
Отсчет
в этих каналах ведется от середины кривой в положительном и отрицательном
направлении.
Как работать с кривыми каналов a и b?
Первое - настройка нейтральных областей
изображения. Для этого очень точно и дозированно смещаем серединную точку
кривой a для удаления красной или зеленой вуали. Такие же действия в канале
b позволяют убрать желтую или синюю вуаль.
Второе - настройка отдельных цветов
(селективная цветокоррекция). Здесь модели Lab пожалуй нет равных. Придавая
кривым a и b характерный S-образный вид, мы можем насытить основные цвета
- красный, зеленый, синий и дополнительный - желтый. При этом вычитаются
загрязняющие составляющие цвета и изображение становится ярким и контрастным
по тону и цвету. Теперь несколько замечаний:
- В модели Lab не работает нейтрализующая
пипетка в Curves и Levels.
- В этой модели не работает команда Image/Adjust/Selective Color...
- При работе с кривыми a и b возможно появление резких переходов цвета (особенно
в светах).
- Так как все нейтральные тона от светов до теней находятся практически
в одной точке (середине кривых a и b), то регулировать ахроматичность в
различных тоновых диапазонах в модели Lab затруднительно
Пример работы с градационными кривами в модели Lab.
Тронь мышкой ...
В
приведенном изображении изначально присутствует достаточный цветовой контраст,
поэтому нам достаточно скорректировать тоновый диапазон изображения и провести
селективную цветокоррекцию. В кривой Lightness воспользуемся пипетками “белой”
и “черной” точки. Предварительно необходимо проверить их настройку (качественная
полиграфия, мелованная бумага):
Замечу,
что конкретные соотношения между различными моделями зависят от настроек
Color Setup. Найдем самое светлое место в изображении по минимальному значению
суммарной краски в палитре Info Total Inc
- (точка 1) C-7, M-7, Y-3, K-0. Отметим это место белой пипеткой,
теперь в этой точке C-5, M-4, Y-2, K-0. Тоже проделаем с самым темным местом
- (точка 2): было - C-73, M-63, Y-54, K-70, стало - C-73, M-64, Y-68,
K-92. Таким образом динамический диапазон установлен правильно. Дополнительной
регулировки среднего тона или контраста это изображение не требует.
Теперь
перейдем к каналам a и b и проведем корректировку нейтральных тонов и отдельных
цветов. На кривой a, которая отвечает за баланс красных и зеленых цветов
сдвига нейтральных оттенков практически не наблюдается (значения a для нейтрального
фона лежат в пределах -2 - 0), поэтому фиксируем эту точку и находим на
кривой области, соответствующие красной и зеленой ленте (наиболее ярким
местам - точки 3 и 4). Придавая кривой S - образный изгиб добиваемся
ярких и насыщенных красных и зеленых цветов. На кривой b заметен сдвиг нейтральных
тонов в сторону желтого, нейтрализуем его незначительно опуская середину
кривой. Такой же S - образный изгиб насыщает желтые и синие цвета в изображении
(точки 5 и 6).
Изображение
практически готово для цветоделения. Еще раз проверяем и при необходимости
корректируем крайние точки тонового диапазона и нейтральные цвета по всей
градационной кривой. Для этого удобно воспользоваться моделью RGB. Потери
цвета опасаться в этом случае не приходиться, так как будущий перевод в
CMYK сделает это гарантированно (как это не печально).
Селективная цветокоррекция
Когда
выполнены тоновая и общая цветокоррекция, наступает очередь редактирования
отдельных цветов. Целью этой финишной операции является увеличение цветовых
контрастов или точное попадание в цвет (например для каталогов различных
изделий).
Именно
изображения содержащие ряд далеких друг от друга цветов (на цветовом круге)
воспринимаются человеком как гармоничные и комфортные.
Оценивая
изображение и принимая решение о его коррекции мы неосознанно опираемся
на наши повседеневные бытовые представления: облака должны быть белыми,
трава - зеленой а асфальт - черным. Но не секрет, что облака могут принимать
очень разные оттенки в зависимости от условий освещения, трава в мае имеет
совсем иной цвет нежели трава в сентябре, а асфальт даже свеже положенный
с трудом можно назвать черным. Предлогаю провести эксперимент и понаблюдать
за цветом кожи у людей на улице или в метро, наверно вы будете поражены
тем многообразием оттенков, которые увидите.
Необходимо
так-же учитывать, что в большинстве случаев от цветокорректора требуется
не идентичное (факсимильное) соответствие цветов на оригинале и цифровом
изображении, а подгонка под некие общепринятые стандарты. Цвет кожи человека
- наиболее характерный пример. Чаще всего в типографии опасаются получения
розовой (банной) кожи, это случается при равных значениях пурпура и желтого
при недостаточном количестве голубого. Если же на изображении запечатлен,
например, борец после схватки, то такой цвет вполне оправдан.
Селективная
цветокоррекция в модели Lab сводится к регулировке контраста для отдельных
цветов в каналах a и b. В моделях RGB или CMYK классическим приемом является
вычитание загрязняющих цветов с помощью кривых. Весьма эффективной является
процедура селективной цветокорркции в PhotoShop: Image / Adjust / Selective
Color. В ней для основных и дополнительных, а так же нейтральных цветов
возможно относительное или абсолютное изменение процентов CMYK.
Часто
бывает необходимым увеличить контраст цветов, находящихся по соседству в
цветовом круге, например желтый и красный или зеленый и голубой. Это вызывает
проблемы, так как эти цвета состоят из одних и тех же триадных красок -
в красный цвет входит желтая, а в зеленый - голубая краска. Например если
надо, убрать красноту в желтых тонах, но при этом не ослабить насыщенность
красных тонов то можно в Selective Color для Yellow уменьшить процент краски
Magenta и одновременно компенсировать ее уменьшение для цвета Red.
Развести
по цвету пиво и рака сложно, но возможно. Для этого в Selective Color
из желтого надо вычитать пурпур (Magenta), а в красный его добавлять.
Одновременно надо из желтого и красного вычитать загрязняющий голубой.
Тронь мышкой ...
Еще
одну возможность для цветокоррекции предоставляет процедура Image / Adjust
/ Hue / Saturation. Совмещенный канал Master позволяет осуществлять
круговой сдвиг по углу Hue и измененять насыщенность всего изображения.
Хочу предостеречь от черезмерного увлечения последним параметром. Приемлемым
можно считать увеличение насыщенность до 20. Дальнейшее ее увеличение приводить
к уходу красок в ”100%-ю плашку” и как следствие - потери информации о форме
поверхностей и объеме.
Влияние
параметра Saturation в канале Master процедуры Hue/Saturation
Тронь мышкой ...
Корректировка
в этой процедуре для отдельных цветов весьма эффективна, с ее помощью можно
не только чистить цвета но и радикально изменять их, поворачивая по углу
Hue в цветовом круге.
Поворот
оттенка Hue=180 в канале Green процедуры Hue/Saturation
Тронь мышкой ...
Надо
отметить, что изменение процента черного (Black) в модели RGB имеет гораздо
больший эффект нежели в CMYK. Это объясняется тем, что черный в RGB в равной
степени влияет все каналы, и при сильном вычитании для темных цветов можно
получить даже местный негатив. Кроме того в модели RGB черный выступает
в роли Saturation - насыщает цвета в Selective Color.
Вычитание
черного из черного (из теней) процедуры Selective Color
Тронь мышкой ...
В
PhotoShop 5.0 появилось новое средство - Channel Mixer. Оно позволяет для
изображений, имеющих сильную вуаль перекачивать информацию между каналами
и тем самым выравнивать цветовой сдвиг.
Например
для нейтрализации цвета автомобиля можно подмешать в канал голубого (Cyan)
информацию с канала пурпура (Magenta) с помощью процедуры
Channel Mixer. Эта операция также загрязнила желтокрасный фон из за
увеличения процента голубого.
Тронь мышкой ...
К сожалению
иногда оригиналы бывают с очень слабым цветовым контрастом, например, поблекшие
старые фотографии. Если ни одна из описанных процедур не дает удовлетворительного
результата, то остается воспользоваться ”мягким” выделением различных областей
с помощью Selection и в них провести необходимую цветокоррекцию. Мягкое
выделение помогает сделать границы различных цветов более естественными
|
|
|
Проблема - развести телесные и сине-голубые
тона
|
Quick Mask помогает это сделать
|
Результат локальной и селективной цветокоррекции
|
С автором этой статьи можно связаться по e-mail: concord@rambler.ru
Оригинал статьи расположен на сайте: http://www.scanclub.narod.ru
Дата размещения: 2002-12-06 10:14:35
|