RU|DTP - настольные издательские системы
Home | FAQ | Литература | Статьи | Документы ICC | Prepressure | Download | Форум Восстановленная копия сайта RuDtp.ru

СТАТЬИ

Арсений Гедеванишвили
ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА ВО ФЛЕКСОГРАФИИ
(Краткое пособие для инженеров препресс и дизайнеров)

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Основы допечатной подготовки

На сегодня существует множество способов репродуцирования (тиражирования) изображений. Наиболее распространенным из них является печать — субтрактивный способ, основанный на принципе краскопереноса с образца на запечатываемый материал. Но в наше время, когда практически каждая новая технология устаревает через несколько лет после ее внедрения, некоторые виды печати уже занимают не те позиции, что в былые времена.

Например, традиционно к основным видам печати относят высокую, глубокую и офсет, все остальные называют «специальными способами», тем самым пренебрежительно уменьшая их значение. На мой взгляд, за последнее десятилетие, по крайней мере, в России распределение видов печати стало кардинально иным.

Высокая печать потеряла былые объемы и сегодня стала почти экзотической. Глубокая печать в результате перераспределения сфер ее использования тоже сдала позиции. А вот флексография уже давно «набрала обороты» и, наверное, занимает одно из лидирующих мест. Конечно, по общепринятой классификации, флексография — это высокая печать, но мне видится, что ее стоит рассматривать как отдельную технологию.

По моему мнению, способы печати нужно выстраивать по степени востребованности той или иной технологии, а уже потом по объемам. Сегодня в России наиболее популярны следующие способы печати: во-первых, наиболее популярный вид — традиционный офсет, во-вторых, постоянно развивающаяся и совершенствующаяся флексография, в-третьих — трафаретный способ печати.

1.1.1 Флексография как вид печати

Что же такое флексография как вид печати?

Само название, прежде всего, может многое пояснить. Латинское flexus — означает «гибкий» и характеризует флексографию как способ печати, использующий гибкие полимерные формы.

Сам способ возник еще в начале ХХ века, но как все новое был мало востребован на рынке полиграфии. Тогда такой способ назывался анилиновой печатью, поскольку при печати использовались анилиновые краски [1]. Только в середине прошлого века, после Второй мировой войны, флексография получила свое дальнейшее развитие [2]. Связано это было с налаживанием сетей универмагов самообслуживания, где покупатели прямо перед собой видели представленную продукцию. Соответственно, каждый производитель желал, чтобы его товар был лучше. Поэтому возник спрос на высококачественно  выполненную упаковку и этикетку. И здесь достоинство флексо проявилось в том, что она, как ни один другой вид печати, охватила широкий спектр запечатываемых материалов.

Правда, тогда, в 1950-х гг., вопрос о высоком качестве флексографской продукции не стоял, потому что высококачественный оттиск был скорее фантастикой, нежели реальностью. И связано это было с низкой степенью приводки, что делало оттиск похожим на запечатанный детскими штампами. Много позже, при оптимизации полимеров для флексо, метод стал всерьез конкурировать с офсетом, но тогда все еще только начиналось.

В основу способа заложен принцип высокой печати, где печатные элементы выступают над пробельными, делая форму похожей на печать-штамп. Многие считают флексографию клоном высокой печати, но это не совсем так. Да, в начале прошлого века это действительно было так, но уже к середине XX-го столетия флексография взяла на вооружение анилоксовые валы и ракель (ставшие визитной карточкой способа), которые раньше были на службе исключительно у глубокой печати.

Многие люди, занятые во флексографии сегодня, в особенности те, кто не получил должного полиграфического образования, считают, что ракель и анилоксовый вал являются чисто флексографскими атрибутами, забывая об их истинном происхождении. Ведь анилоксовый вал — это не что иное, как формный цилиндр глубокой печати, только выполняющий несколько другие функции. Его задача — обеспечить желаемый краскоперенос, что достигается набором таких валов с определенной линиатурой и глубиной ячеек.

Итак, флексография многое позаимствовала у других видов печати, став при этом наиболее перспективной в развитии полиграфии. В настоящее время происходит интеграция всех широко используемых видов печати. Например, у машины глубокой печати могут быть флексографские секции, а у флексографской машины — трафаретные. Т.е. достоинства каждого из способов могут сделать конечный оттиск высококачественным и технологически простым.

Развивающиеся технологии Computer-to-Plate, конечно же, не обошли стороной и флексографию. Сегодня гибкую полимерную форму можно получить и минуя стадию изготовления фотоформ.

Как все в этом мире, флексография имеет свои достоинства и недостатки, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1. Достоинства и недостатки флексографии [2].

ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА ФЛЕКСОГРАФИИ ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ФЛЕКСОГРАФИИ
1. Большой выбор типов носителей для печати. 1. Большое растискивание.
2. Возможность печати на очень толстых материалах. 2. Трудности репродуцирования в тенях и высоких светах.
3. Относительная экономичность в довольно широком диапазоне тиражей. 3. Невозможность печати шрифтов малых кеглей, особенно вывороткой
4. Гибкость конфигурации форм для печати оттисков разных размеров. 4. Неэкономичность при малых тиражах.
5. Возможность применения водных красок. 5. Качество печати меняется от машины к машине.
6. Возможность объединения послепечатных процессов (ламинирования, вырубки штампом, фальцовки и склейки) в единую линию. 6. На сегодня отсутствие промышленных стандартов.

1.1.2 Этапы допечатной подготовки

Не секрет, что допечатная стадия во многом, если не во всем, определяет то, как будет выглядеть готовый оттиск. Все основные параметры печати задаются здесь, и на окончательной стадии изготовления оттиска можно изменить лишь ничтожную их долю. Особенно это касается флексографии, где нельзя так тонко регулировать краскоперенос, как, скажем, в офсете.

В общем ракурсе процесс допечатной подготовки является неким чародейством, при котором люди, в нем занятые, пытаются, пользуясь средствами полиграфии и цифровых технологий, имитировать реальный мир в вещественной форме, зачастую имея в своем распоряжении невещественную форму в виде цифровой информации.

Такое определение подразумевает то, что нечто нематериальное (информация) приобретет реальную форму (оттиск), т.е. материализуется. До сих пор не все понимают саму суть допечатной подготовки, добавляя таинственности в процесс, который и так сродни колдовству.

Для того чтобы разобраться, что же такое на самом деле допечатная подготовка, дадим следующее определение.

Допечатная подготовка — это комплекс мероприятий, позволяющий воспроизвести физиологически (или, по крайней мере, психологически) точную копию оригинала при помощи того или иного печатного процесса, а также позволяющий учитывать большую часть ошибок, которые могут возникнуть при печати, и, соответственно, их исправить (или не допустить), и который заканчивается изготовлением печатных форм.

К допечатной подготовке относятся:

  1. Цветокоррекция и цветоделение цифровых оригиналов;
  2. Учет потенциальных проблем при печати (процедура вкопирования — треппинг, обеспечение воспроизведения насыщенных цветов, профилактика растровых разрывов и т.д.)
  3. Верстка изображения;
  4. Запись PS-файла;
  5. Растрирование;
  6. Вывод пленок и печатных форм.

Обычно под допечатной подготовкой понимают работу, которая позволяет выполнить процессы с 1) по 4), так как не все студии допечатной подготовки имеют оборудование для вывода пленок и форм. Т.е. имеется в виду тот процесс, который в состоянии выполнить один человек в одном конкретном месте, ибо работа по выводу уже является прерогативой оператора выводного устройства, ведь после записи PS-файла уже мало что можно изменить, и процессы растрирования и изготовления пленок и форм становятся сродни печатному процессу.

По большому счету процесс допечатной подготовки является самой ответственной и самой незаметной стадией получения готового оттиска, так как если подготовка изображений проходит удачно, то на оттиске трудно заметить ее недочеты, особенно непрофессионалам. Видно только то, что он хорошо напечатан.

К сожалению, работа инженера допечатной подготовки обычно хорошо видна только в том случае, если в ней допущены ошибки, поэтому к такой работе необходимо подходить максимально ответственно и вдумчиво.

Процесс получения напечатанного изображения очень сложен сам по себе и тесно связан с таким понятием, как растровая структура.

В большинстве своем разнообразные оттенки (которые в статическом сравнении человек воспринимает числом в миллионы и миллионы) передаются различной площадью запечатываемых элементов (растровых точек).

Растровым называют изображение, состоящее из дискретных элементов [3].

Разновидностью растрового изображения является т.н. автотипное изображение, которое состоит из элементов, имеющих различную площадь, но одинаковый период. Следует отметить, что такой способ создания изображений был изобретен более ста лет тому назад.

В процессе допечатной подготовки используются различные типы изображений и, соответственно, различные способы их формирования. Распространены два вида. Это графика с поэлементной структурой, именуемая также растровой (не путать с автотипной структурой), и графика с векторной структурой.

Растровой графикой называют способ получения изображения сочетанием квадратных элементов (как описывается в популярной литературе «пикселей»), имеющих разный цвет [4].

Векторной графикой называют способ получения изображения путем математического описания его кривыми Безье и заливок внутри них (если эти кривые замкнутые) [4].

На рис. 1 представлены различные типы формирования изображений, описанные выше.


Структура растрового автотипного изображения


Структура растрового поэлементного изображения


Векторная структура

Рис. 1. Различные типы представления информации

Из-за возможности конфликта между аддитивным и субтрактивным способами визуализации (тиражирования) изображения, а также неустранимого несоответствия цветовых охватов аддитивных и субтрактивных цветовоспроизводящих устройств необходимы высокая четкость и технологичность процесса допечатной подготовки, так как многие цвета цифрового оригинала, успешно отображенные монитором, могут оказаться невоспроизводимыми в печати и т.д.

1.1.3 Оригиналы для полиграфического репродуцирования

Оригиналы для полиграфического репродуцирования являются основным, задающим параметром в полиграфии. От качества представляемого оригинала во многом зависит успех или неудача при печати тиража.

Сегодня, с развитием цифровых технологий, изменилось и отношение к оригиналам, которые в дальнейшем должны быть напечатаны. Большинство людей, занятых в производстве, уповая на всемогущество цифровых технологий, несколько расслабляются и снижают требования к своей работе. В результате происходит эффект обратного действия: при движении вперед (прогрессе) компьютерной технологии происходит снижение качества (регресс) изготовляемых оригиналов. Хотя на деле, казалось бы, должно происходить наоборот. И уже производители сканирующего и фотооборудования заходят в тупик, так как при расширении возможностей их техники эти самые возможности не находят применения из-за кажущейся простоты получения оригиналов с помощью компьютеров.

Однако не стоит забывать, с чего все начиналось. По-прежнему самым лучшим оригиналом остается слайд, полученный фотографическим способом. Но на практике оригиналы имеют самое разнообразное происхождение. И вот в этом-то изобилии и кроется корень всех несчастий. Ниже на рис. 2 приведена классификация самых различных оригиналов.


Рис. 2. Классификация оригиналов для полиграфического репродуцирования [5].

Какие же оригиналы на сегодня используются в полиграфии, и в частности во флексографии? В первую очередь, это библиотеки растровых и векторных изображений. Их используют повсеместно (в издательском деле, рекламе, упаковке и т.д.). В этом  заключается и самый серьезный недостаток подобных библиотек. Правда, из-за многообразия организаций, оказывающих полиграфические услуги, а следовательно, огромного количества полиграфической продукции, практически невозможно отследить, где и какое изображение было использовано. К тому же вероятность использования одного и того же сюжета невелика, а повтор, скорее всего, просто не будет замечен.

Что касается качества цифровых библиотек, то они серьезно проигрывают слайдам, но по сравнению с другими видами оригиналов являются оптимальным выбором. На сегодня популярными библиотеками являются Kodak Photo CD и Corel Professional Photos.

Что касается первой, то это достойная попытка унифицировать оригиналы. Т.е. создать всевозможные копии оригиналов на компакт-дисках. Это может быть сопоставлено с записью музыки разных жанров на аудио компакт-диски. Библиотека насчитывает сотни дисков, но является доступной только для крупных предприятий из-за высокой стоимости. Файлы записаны в формате PCD.

Библиотеки от фирмы Corel более доступны, но менее пригодны с точки зрения качества, так как файлы записаны в формате JPEG, структура которого предполагает сжатие данных, а следовательно, их потерю. Можно рекомендовать их к использованию в неиздательской продукции, в том числе для флексографии и для изображений с небольшим форматом. Если же использовать подобные изображения для широкоформатных иллюстраций, то даже при грамотной обработке невозможно уйти от потери важных деталей изображения.

Можно считать, что в большинстве своем флексография не столь требовательна к предоставляемым оригиналам, как иллюстрационная печать, в том числе методом офсета. К примеру, для малоформатной этикетки, изготовленной на узкорулонной машине нам не столь важна четкая проработка деталей (в допустимых, конечно, пределах). Поэтому столь нелюбимый формат JPEG может использоваться для работы, но, разумеется, с определенными ограничениями. Такие файлы можно легко найти в Интернете, который является вторым по популярности источником оригиналов.

Еще одним источником оригиналов являются печатные оттиски. Оптимальным вариантом являются высококачественные буклеты, напечатанные офсетом, а лучше всего глубокой печатью. В последнем случае практически исчезает проблема «подавления» первичной растровой структуры, что характерно для офсетных иллюстраций. Метод такого «подавления» будет описан ниже.

Очень часто оригиналы третьей группы представляют собой оттиски, сделанные флексографским способом. Заказчик приносит отпечатанную в другой типографии этикетку и просит повторить ее в точности, разумеется, не имея цифровых оригиналов. Приходится сканировать ее, исправлять полутоновое изображение. Проще в этом случае обстоит дело с надписями и векторными объектами, так как не составляет особого труда их воссоздать, а вот фотографическое изображение приходится использовать старое и это добавляет сложности в и без того непростую работу.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время для флексографии пока уместно использовать оригиналы более низкого качества, чем для других полиграфических работ. Я говорю «пока», подразумевая тот факт, что требования к флексографии неминуемо повысятся, в связи с тем, что флексография будущего сможет воспроизводить изображения высокого, сравнимого с офсетом качества (ведь прогресс не стоит на месте). В таком случае уже неуместно будет использовать оригиналы из Интернета, отсканированные оттиски и файлы формата JPEG, но использовать профессиональные библиотеки цифровых изображений и оригиналы, изготовленные фотографическим способом.

1.1.4 Технология CTP для флексографии

На сегодня технология цифровой записи фотополимерных форм для флексографии набрала обороты и составляет конкуренцию уже ставшему традиционным аналоговому процессу изготовления форм.

Гибкие фотополимерные формы пришли на смену использовавшейся ранее, около 30 лет назад, резине и за это время стали одной из основ технологии флексо. Принцип записи формы лежит в фотополимеризующихся материалах, т.е. тех, которые закрепляются под действием излучения (в данном случае — ультрафиолетового).

В связи с этим для засветки формной пластины используются негативы, читаемые со стороны эмульсии. Классический процесс получения аналоговой формы представлен на рис. 3.


Рис. 3. Аналоговое изготовление формы

Таким формам свойственно высокое растискивание, а следовательно, расширяется круг проблем, связанных с передачей градаций полутонов изображения. Решить эти, а также многие другие проблемы было предначертано технологии Computer-To-Plate, которая демонстрирует более стабильные параметры печати [6].

На сегодня CTP — перспективное направление развития флексографской технологии. Ведь именно с помощью этого способа сегодня можно добиться максимального качества и выйти на уровень, близкий к уровню офсетной печати [7].

Появившись сравнительно недавно, в 1995 году, эта технология сразу завоевала позиции и позволила добиться таких результатов, которые ранее были недостижимы для флексографии [8].

В первую очередь, как видно из названия, исключено изготовление фотоформ, что позволило сократить время допечатной подготовки. Негатив заменен черным маскирующим слоем, который, кроме всего прочего, защищает пластину от отрицательного воздействия кислорода, замедляющего процесс полимеризации материала [9]. Впоследствии этот слой обрабатывается лазерным экспонирующим устройством, и в том месте, где прошел лазер, фотополимер обнажается. За счет того же маскирующего слоя удается получить растровую точку, меньшую, чем пятно, которое выжег лазер на этом самом слое (в отличие от аналогового процесса, где точка неминуемо увеличивается по сравнению со своим «собратом» на пленке). Этим в основном и обуславливается меньшая величина растискивания.

Наиболее частым заблуждением относительно технологии CTP для флексо является миф о том, что происходит якобы прямое лазерное воздействие на полимер. Этот тезис в корне неверен. После воздействия лазера на маскирующий слой происходит обычная обработка пластины, как и при аналоговом выводе. Схема изготовления цифровой печатной формы представлена на рис.4.


Рис. 4. Цифровое изготовление формы

Какие же основные преимущества цифровой формы перед аналоговой?

  • Меньшее светорассеяние за счет непосредственного прилегания маскирующего слоя к пластине (чего нельзя добиться даже при вакуумном прижиме негатива);
  • Более плавные градационные переходы;
  • Более высокий уровень проработки деталей в светах и тенях;
  • Снижение прироста диаметра растровой точки при экспонировании;
  • Возможность совмещения растровых изображений с плашкой на одной форме;
  • Лучшая проработка тонких штрихов, шрифтов с малым кеглем, вывороток;
  • Возможность получения точной копии формы с того же PS-файла и передача информации на запись с помощью систем удаленного доступа.
  • Истинная линиаризация печатного процесса (по оттиску), а не псевдолиниаризация по фотопленкам, как в аналоговом процессе.

Растровая точка получается на одном уровне с плашкой (или чуть выше), что, несомненно, является фактором большей стабильности печати, в отличие от точки, возвышающейся над сплошной заливкой в аналоговой форме. Это хорошо иллюстрирует рис. 5.


Рис. 5. Сравнение цифровой (а) и аналоговой (б) печатных форм

Но, несмотря на все ощутимые плюсы, CTP для флексо имеет и свои «подводные камни», которые необходимо учитывать при использовании данной технологии. В первую очередь, это проблемы, связанные с профилем растровой точки, которая по сравнению с аналоговой имеет меньшее основание. В связи с этим нужно задумываться об использовании высоких линиатур и линиатур анилоксового вала. Если точка получается тонкой (что обусловлено маленькой относительной площадью и высокой линиатурой), то возрастают динамические нагрузки при печати, а если к этому прибавить воздействие ячеек анилокса, то через некоторое время растр в светах буквально осыпается, делая форму непригодной к использованию.

Таким образом, при всей прелести проработки 2%-ых точек и, следовательно, отсутствии обрыва изображения в светах, необходимо точное соотношение следующих параметров: формы растровых точек, оптимальной линиатуры вывода, плюс использование оптимального анилоксового вала.


далее…



Дата размещения: 2003-09-19 15:16:57
Видеокурс Допечатная подготовка журнала
Desktop Publishing на человеческом языке
Разделы: Home | FAQ | Литература | Статьи | Документы ICC | Prepressure | Download | Форум

О «мертвых» линках и ошибках сообщать вебмастеру бесполезно. Это восстановленная после аварии копия сайта.

Дизайн: N-design