Арсений Гедеванишвили ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА ВО ФЛЕКСОГРАФИИ
(Краткое пособие для инженеров препресс и дизайнеров)
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.5. Верстка применительно к флексографии
Как уже упоминалось, для верстки простых макетов, таких, как упаковка и этикетка, не стоит прибегать к помощи специализированных программ. Для этого достаточно использовать программы векторной графики.
В них, как и в специализированные программы, можно внедрять связанные файлы в том случае, если необходимо использовать файлы с растровой структуры. Здесь также выполняются все операции по подготовке макета согласно техническим требованиям.
1.5.1 Превращение растрового изображения в векторное
Зачастую бывает необходимо воспроизвести отсканированное изображение, которое раньше имело векторную структуру. Как уже понятно из предыдущих разделов, сканирование предполагает превращение изображения в поэлементное представление. Векторных сканеров не существует, но у нас есть возможности и средства для превращения поэлементной структуры в векторную. Такое превращение называется трассировкой. Трассировка может быть автоматическая (выполняемая с помощью программных средств) и ручная.
Каждый из упомянутых выше графических пакеовт векторной графики имеет дополнительный пакет для выполнения трассировки. Для Illustrator это средство в виде программы Adobe Streamline. У Corel Draw — это программа пакета в виде Corel Trace. FreeHand выполняет эти операции самостоятельно.
Каждая из перечисленных программ обладает базовым набором функций, которые используются в зависимости от того, какой результат нам нужен на выходе. Это может быть серое полутоновое изображение, обычный контур или сложное цветное изображение. Обычно результат зависит от того каков оригинал и каковы параметры трассировки.
Как правило, автоматическая трассировка дает удовлетворительные результаты. Corel Trace позволяет добиться хороших результатов, с Adobe Streamline может получится получше, способен только на простые вещи, но их выполнение безупречно. Иногда, результат автоматической трассировки оказывается неудовлетворительным, поэтому подчас приходится прибегать к ручной коррекции процесса. Если же требования к качеству трассировки достаточно высоки, то всю работу лучше выполнить вручную.
Ручная трассировка предполагает воспроизведение векторного изображения путем обрисовки контуров растрового изображения и заполнения этих контуров соответствующим цветом.
Для осуществления таких операций необходимо поместить растровое изображение в векторную программу, закрепить его на отдельном слое, а на другом слое выполнить обрисовку. Обычно таким методом приходится воспроизводить какой-нибудь напечатанный оттиск (например, этикетку), сделанный методом флексо.
Векторные объекты из-за отсутствия оригиналов приходится рисовать заново. Гораздо проще обходиться с текстовой информацией. Быстро подбираются нужная гарнитура и начертание шрифта. Если в оттиске есть еще и фотография, ее необходимо выделить, избавиться от растровой структуры, провести цветокоррекцию, а затем вставлять как отдельный объект при верстке.
1.5.2 Совмещение всех элементов изображения
Обработав фотографию, набрав текст и имея в своем распоряжении необходимые векторные объекты (логотипы, рисунки), необходимо их совместить. Обычно такая работа проводится на этапе дизайна. Подбирают нужные шрифты, вставляют фотографии (правда, предварительно, без всякой серьезной обработки: мало ли не утвердят, так зачем проводить сложную работу?), совмещают все элементы.
Дизайн для флексографии имеет свои специфические особенности. Эта продукция будет лицом товара, поэтому ее надо сделать не только эстетичной, но яркой и броской. Специалисты по дизайну, проработавшие с флексо несколько лет, уже хорошо осведомлены о веяниях времени и технологиях и являются профессионалами высокого класса. Особенно хорощие специалисты получаются из тех, которые ранее занимались технологическими задачами: такие люди досконально знают технологию и знают чего можно добиться, а чего нет. Очень важно, чтобы неизбежные технологические ограничения данного метода тиражирования учитывались на стадии разработки дизайна.
К сожалению, в нашей стране среди заказчиков полиграфических услуг широко распространена практика «сам себе дизайнер». Обычно люди без должного художественного образования создают такие «шедевры», которые не только плохи в эстетическом плане, но и неприемлемы технологически.
Для того чтобы утвержденный дизайн был хорошо напечатан, нужно выполнить некоторые процедуры. Обычно это касается отдельных элементов.
Самой главной является процедура вкопирования (в популярной литературе треппинга). Ее суть состоит в том, что два участка изображения, стоящие вплотную друг к другу и воспроизводимые разными красками, никогда не будут напечатаны ровно по границе. Неизбежный люфт механизмов печатных секций приведет к тому, что между объектами возникнет белая полоса. Чтобы этого избежать, объекты располагают внахлест. Для флексографии значение расстояния такого наложения составляет 0,15 мм.
Рис. 13. Изображение результатов вкопирования
Есть правила такого наложения. Так как наложение предполагает «наползание» какого-либо объекта на другой, необходимо расширять светлые краски на темные — тогда они поглотятся более темной краской и не вызовут в последней больших цветовых изменений. Если же расширить темную краску на светлую, то поглощения не произойдет и темный объект станет больше, что может привести к браку.
Обычно печатные краски являются некроющими, т.е. через них «просвечивают» другие участки изображения. Если печатать объект, накладывая его на другой, произойдет непредусмотренное результирующее изменение цвета с обязательным уменьшением светлоты объекта. Однако темно-красочные объекты чаще всего печатают наложением на светлокрасочные. Касается это прежде всего маленьких объектов, таких, как текст. Процедура вкопирования зачастую к таким объектам неприменима, поэтому лучше печатать их наложением (к примеру, черный текст на фоне фотографии).
Всегда нужно помнить, что печать без наложения, к примеру, черного текста на цветном изображении, приведет к тому, что в трех формах (для голубой, пурпурной и желтой красок) будут белые «вырезы» под этот текст, и при печати «вырезы» с текстом никогда не совместятся. Вообще нужно взять за правило мысленно представлять себе, как будет выглядеть каждая форма в отдельности, тогда можно добиться отличных, а главное предсказуемых результатов.
Таким образом, вкопирование — это комплекс допечатных мероприятий, направленных на оптическое (но не фактическое) устранение последствий неизбежной неприводки форм, точнее, на вуалирование последствий неприводки.
Еще одной особенностью подготовки макетов является решение задачи печати больших темнотоновых полей.
К примеру, на печати требуется резко понизить светлоту темного фона, допустим, для достижения изображением величины оптимального визуального контраста. Использования черной краски недостаточно (краска не кроющая). Даже если попытаться усилить краскоперенос анилоксом «потяжелее», все равно не удастся добиться нужного снижения светлоты. Для решения этой проблемы прибегают к разделению «черной» формы на две. Т.е. для эффективной пропечатки данного объекта добавляется еще одна черная (иногда голубая) краска. Если в изображении присутствуют мелкие элементы (текст), они не дублируются. К тому же надо помнить о неизбежной неприводке форм и сделать элементы одной формы меньше, чем другой (на зону вкопирования).
Если в изображении одновременно встречаются большие участки фона, выполненные дополнительной (spot) краской, к примеру, из библиотеки PANTONE, и растровые участки, печатаемые той же краской, плюс к тому, есть необходимость сделать фон максимально плотным, то при использовании анилокса с большим краскопереносом (как говорят, «выкатывании плашки») растровые участки будут чрезмерно залиты краской, и на оттиске получится грязь. Для предотвращения этого нежелательного явления прибегают к разводке (дублированию) форм по данной краске — одна форма несет в себе только плашечные элементы, другая — растровые.
При печати на прозрачных материалах необходимо использовать белую краску в качестве подложки. Прозрачная основа здесь выступит в качестве элемента дизайна, через который, к примеру, будет просвечивать содержимое упаковки. Если не использовать белую краску в качестве подложки, то все изображение получится прозрачным и блеклым. При формировании такой подложки необходимо также помнить о зоне треппинга, но уже 0,2 мм.
Если во флексографской машине есть трафаретные секции, то использование белой подложки будет более приемлемо, т.к. трафаретные краски кроющие. В отличие от них флексографские белила не кроющие, но они также используются в качестве подложки.
1.5.3 Окончательное формирование изображения. Запись PS-файла
После того как мы определили взаимное расположение различных объектов с учетом технологических особенностей, необходимо завершить создание макета. Для флексографии есть ряд технологических особенностей, о которых будет рассказано ниже.
Особенностью макетов для флексографии является то, что изображение должно занять всю форму целиком. Если офсетная форма может быть заполненной наполовину или вообще иметь только один штрих, то флексо форма должна быть заполнена полностью [21].
Принцип формирования конечного изображения состоит в совмещении макета, чертежа штампа для высечки и, возможно, иных деталей послепечатной обработки. Макет мы сделали, т.е. провели цветокоррекцию оригинала, вставили его в верстку и учли все технологические особенности процесса. Для того чтобы подготовить изображение на форме, необходимо размножить изображение по всей площади. Для этикетки сначала разрабатывается ее формат, затем создается штамп высечки для вала определенного диаметра (штамп представляет собой пластину, которая закрепляется на магнитном барабане).
В зависимости от используемого формного вала мы получаем различную длину печати, которая называется длиной раппорта. Эта длина зависит от количества зубьев шестерни используемого вала и обычно составляет произведение количества зубьев на коэффициент 3,175.
Таким образом, сначала изготавливается штамп для определенного количества этикеток (обычно рисуется в векторной программе). Затем чертеж отдельной этикетки используется для создания дизайна. Далее готовый макет располагается на чертеже ножа, т.е. «размножается» на каждую высечку.
Особые метки для флексографии представляют собой полосы шириной 3-5 мм и по длине соответствуют длине раппорта. Они должны располагаться сверху и снизу относительно направления печати на каждой выведенной форме. Нужны они для того, чтобы обеспечить равномерный прижим по всей площади изображения. За соответствующую схожесть широкоупотребительно название «рельсы» (иногда «лыжи» или «шпалы»). Все исходные элементы изображения на форме представлены на рис. 14.
Рис. 14. Элементы окончательного изображения на форме
Чертеж пластины представлен справа. Здесь размер рамки по горизонтали составляет длину раппорта, по вертикали — его ширину (называется нарезка). Формат рамки обычно является и форматом печати, хотя нарезка штампа может быть несколько больше нарезки печати.
На рельс наносится различная информация для печатника: кресты приводки, названия базовых и дополнительных красок, «светофоры» (круглые метки для каждой краски, обычно одна в виде прямоугольника (cyan), а остальные внутри него в виде кругов), направление печати, характеристика заказа, параметры формы (линиатура, аналоговая или цифровая), миры, для контроля натиска.
При совмещении всех элементов необходимо также учитывать еще одну особенность печати: т.н. отклонение (убегание) штампа. Поэтому все элементы в макете располагаются не менее чем на 1 мм от края, а если есть сплошной фон, то он равномерно увеличивается по размеру на 1 мм (это называется «вылетом под высечку»). Изображение, готовое к печати, будет выглядеть так, как показано на рис. 15.
Рис. 15. Окончательно сверстанный макет
Завершающим этапом подготовки макета является внесение направленного искажения (дисторсии). Связано это с тем, что гибкая полимерная форма при наклеивании ее на формный цилиндр, растягиваясь, увеличивается в размере по окружности цилиндра (в направлении печати). Поэтому изображение на пленке должно быть меньше на величину этого растяжения. Обычно эта величина зависит от длины раппорта и может быть рассчитана теоретически, а более точно — эмпирически. В результате получается коэффициент, который может быть выражен в процентах (обычно уменьшение составляет 95-99%).
Перед записью PS-файла необходимо внести это уменьшение по одному направлению. Обычно такое внесение искажения (дисторсии) является ключевой проблемой для инженера допечатной подготовки, только начавшего работать во флексографии. Начинающие регулярно забывают выполнить дисторсию, и пленки с формами идут в брак. Если работать постоянно, то внесение дисторсии со временем становится «рефлекторным», в начале же карьеры можно просто измерять длину раппорта перед записью PS-файла по специальным меткам, расположенным по его краям. Если инженер допечатной подготовки уверен в безошибочности действий оператора RIP, дисторсию можно совместить с растрированием и выводом пленок (форм).
Запись PS-файла производится элементарно просто. Необходимо в программе верстки (в нашем случае векторной программе) выбрать меню Print (печатать). Затем выбрать заранее установленное описание (дескриптор) выводного устройства (файл с разрешением *.ppd). Далее убедиться в том, что выводной формат совпадает с форматом изображения, там же указать необходимые для вывода краски. И включить опцию «печать в файл». PS-файл должен быть только цветоделенным (separation), в противном случае подбор аппаратных данных для воспроизведения цветов оригинала будет выполнен CMM программы RIP, которая, во-первых, далека от совершенства, во-вторых, нельзя быть уверенным в том, что оператор фотовывода (CTP-вывода) настолько квалифицирован, что сможет грамотно подобрать и профайл печатной машины, и сжатие цветового охвата в зависимости от сюжета и конкретной печатной задачи. К сожалению, и в первом и во втором случае можно быть уверенным в том, что и CMM RIP и оператор вывода допустят множество ошибок.
Рис. 16. Меню записи PS-файла
Далее необходимо «напечатать» наш файл, указав при этом желаемое место (обычно отдельная папка). После записи файл необходимо проверить (как описывалось выше) и если все правильно, отправлять на вывод. При создании цветопробы также создается PS-файл, но уже для отдельного макета.
В заключение стоит отметить, что выполнение верстки в программе Corel Draw чревато увеличением времени на данную стадию, вследствие малой приспособленности программы для описанных операций. Более того, велика вероятность возникновения ошибок в PS-файле.
далее…
Дата размещения: 2003-09-22 13:10:32
|