Мартин Дреер
Стандартизация во флексографии
Перевод: Александр Буреев
Заказчики печатной продукции все настойчивее говорят о необходимости принятия промышленных стандартов во флексографии — стандартизация возможна
Автор этой статьи уже много говорил о том, почему применение технологии CtP может привести к стандартизации во флексопечати. В этом контексте данная статья является попыткой ответить на два наиболее важных вопроса: «Почему нужна стандартизация во флексопечати?» и «Как стандартизировать флексопечать?»
Почему флексопечать нуждается в принятии стандарта? После того как был принят стандарт на глубокую печать, флексопечать является последним из основных способов печати, не имеющим общепринятого стандарта. Хотя значимость и качество стандарта на глубокую печать в известной мере сомнительны, достаточно уже одного того факта, что он существует, для того чтобы потребители печатной продукции стали говорить о необходимости принятия промышленного стандарта для флексо.
Проблема принятия стандарта для флексо не нова и довольно часто обсуждается. Много говорится о том, что такой изменчивый печатный процесс не может быть сведен к определенному стандарту главным образом потому, что диапазон запечатываемых материалов очень широк и простирается от тонкой пленки до гофрокартона, а диапазон используемых красок — от красок на водной и спиртовой основе до красок и лаков, требующих ультрафиолетовой сушки. Кроме того, широк и диапазон используемых печатных машин — от узкорулонных машин, предназначенных для печати этикеток, до машин с центральным барабаном для печати по пленкам и огромных машин для печати по гофрированному картону.
Отсутствие взаимопонимания как преграда на пути к стандарту
Ответ на вопрос, почему одни ратуют за принятие стандарта, в то время как другие полагают, что это невозможно, показывает, что обе эти точки зрения основываются на неправильном понимании сути вопроса и отсутствии информации. Заказчики печатной продукции, поддерживающие введение стандарта, ошибочно полагают, что стандарт, подобный Евро-офсетному стандарту, обеспечит одинаковое качество печатной продукции независимо от того, в какой типографии она был напечатана. Однако это совсем не обязательно, поскольку существующие стандарты сосредотачиваются на процессных цветах и практически полностью игнорируют т.н. спотовые краски, которые очень важны для флексо-печати. По мнению автора, стандарт, который игнорирует спотовые краски, не годится на роль всеобъемлющего стандарта.
Скептики, в число которых входят репро-студии и типографии, полагают, что введение обязательного стандарта уничтожит индивидуальные особенности и особое качество исполнения. Однако такое мнение также является ошибкой, поскольку стандарт — это нечто большее, чем просто предопределенность в достижении результата при печати, это еще и общее соглашение по определенному вопросу. Таким образом, стандарт призван упростить общение между всеми, кто вовлечен в процесс производства. Применительно к флексопечати это будет означать, что если кто-то говорит о гипотетическом стандарте «XY», то любой другой немедленно поймет, о чем идет речь, без огромной массы дополнительных вопросов об измеренных значениях и допусках.
Несколько стандартов под одним зонтом
Как и в случае со стандартами на другие виды печати, ни у кого нет возражений против объединения нескольких стандартов воедино, однако при таком объединении возникают определенные трудности. Например, в офсетной печати стандарты классифицируются в соответствии с типом запечатываемого материала. Если следовать такой классификации, во флексопечати можно было бы создать несколько отдельных стандартов, которые все вместе сформировали бы общий стандарт. Однако автор не уверен, что запечатываемый материал может быть взят в качестве основного критерия такого объединения. Это следует хотя бы из того факта, что при использовании одного и того же запечатываемого материала могут получиться разные результаты, если использовать разные виды флексопечати: печать этикеток красками, затвердевающими под воздействием ультрафиолета, и печать гибкой упаковки спиртовыми красками.
Если стандарт, разделенный на подстандарты, будет признан всеобщим и взят как основа для взаимодействия, то это приведет к значительному прогрессу во флексопечати. С одной стороны, потребители печатной продукции требуют, чтобы стандарт был как можно более доступен для понимания. Большие фирмы-производители товаров, заказывающие одну и ту же упаковку в разных местах и разных типографиях, хотят, чтобы в любом случае она выглядела одинаково. И конечно, эти фирмы не интересуют технические проблемы идентичности продукции, их скорее интересует стандарт, который описывал бы, как продукция должна выглядеть. А уж о том, как этого достичь, пускай заботится типография, печатающая упаковку.
С другой стороны, разделение стандарта на подстандарты устраняет проблему «уравниловки» в качестве продукции. В отличие от принудительного приведения характеристик печатного процесса к наименьшему общему знаменателю, как это было сделано в стандарте глубокой печати, разделение на подстандарты позволяет провести более широкую дифференциацию процессов, не допуская при этом потери качества.
Как бы не проходил процесс стандартизации, он должен учитывать все усиливающееся давление со стороны товаропроизводителей, направленное на принятие стандарта во флексопечати. Поэтому автор убежден, что создание такого стандарта так же важно, как и снижение затрат, повышение гибкости и улучшения качества печати. Кроме того, принятие стандарта позволит укрепить позиции флексопечати на рынке производства упаковки и выведет ее на лидирующие позиции.
Как установить стандарт
После дискуссии о необходимости принятия стандарта возникает вопрос о том, что необходимо для его принятия. Для стандартизации флексопечати необходимо выполнение следующих условий:
- Применение промышленных методов работы в противоположность ручным;
- Достижение фактически такого же качества печати, как и в других видах печати, с целью использования их концепций и идей;
- Использование цветопробы, в том числе и цифровой, как часть стандартных процессов;
- Достижение предсказуемости и повторяемости результатов печати;
- Применение универсальных методов измерений, контроля и технических условий не должно быть ограничено только процессными цветами.
Достижение четырех из пяти вышеперечисленных пунктов возможно при использовании CtP-технологии изготовления фотополимерных печатных форм.
Для того чтобы можно было ввести стандарт на флексопечать, очень важно иметь отработанную технологию цифровой цветопробы, обеспечивающую повторяемость результатов и точную имитацию печатного процесса. По мнению автора — это уже достигнуто. Почему же вопрос о цветопробе столь важен? Изображение, подлежащее репродуцированию в печатном процессе, должно быть визуализировано до его начала, и опыт показывает, что только при наличии такого визуального представления (цветопробы), используемого при общении между различными сторонами, вовлеченными в процесс изготовления продукции, можно ввести стандарт. Таким образом, стандарт на печать триадными красками должен опираться на возможность визуального представления, т.е. на цветопробу.
Помимо цветопробы, очень важным представляется вопрос выбора подходящей системы мер для описания номинальных значений и допусков, являющихся основой стандарта для триадных красок. Наиболее значимая часть офсетного стандарта и стандарта на глубокую печать касается номинальных значений цветовых координат для колорантов, так же как денситометрически полученные значения растискивания являются важнейшими в полутоновой печати.
Цветовой охват
Все вопросы, связанные с понятием цветового охвата, имеют важнейшее значение для флексопечати. Автор понимает, что его мнение по этому вопросу сильно расходится с мнением подавляющего числа сторонников стандартизации. Определение номинального цветового охвата фактически невозможно для флексопечати. И даже небольшое исследование рынка доступных процессных красок подтверждает это. Разница между цветовыми охватами, полученными при одинаковых условиях, при использовании таких красок, очень значительна. Поэтому определение номинального цветового охвата должно быть выполнено с большими допусками. Невыполнение этого условия может привести к ограничению возможности выбора краски при решении различных задач, когда, например, выдвигаются особые требования к стойкости краски или к красковосприятию и абсорбционной способности материала. Все это может привести к определенным трудностям в достижении требуемого качества печати и к риску снижения гибкости процесса флексопечати в целом.
Растискивание
Другим краеугольным камнем в установлении стандарта является определение растискивания, основанное на измерении плотности краски цветовых патчей, которое, несомненно, может быть с успехом применено во флексостандарте. Однако, несмотря на это, существует метод, который может дать намного лучшие результаты. Он заключается в колориметрическом измерении полутоновых патчей. Этот метод был апробирован по крайней мере в течение двух лет, и затем был предложен путь для упрощения крайне сложной процедуры колориметрического измерения, всегда требующей получения трех значений для каждого измерения, как, например, в случае использования цветовой системы L*a*b*. Но несмотря на сложность проведения таких измерений, во флексопечати они совершенно необходимы из-за использования большого количества дополнительных красок, инструментальный контроль которых лежит за пределами возможностей денситометрии.
При использовании колориметрического подхода обнаруживаются два его важных и полезных свойства. Одно из них заключается в возможности судить об оптической «тяжести» отпечатанных полутонов по отношению к плашке, как это сделал бы человеческий глаз, глядя на них. К примеру, если взять отпечатанный патч из середины тонового диапазона и провести его колориметрическое измерение, то полученное значение будет равно L=50 (L*a*b*), и это будет соответствовать его зрительному восприятию. Измерение того же самого патча денситометрически и обработка результата по формуле Мюррея-Девиса даст значение между 65% и 70%. Отсюда следует, что ранее существующие стандарты на измерение растискивания не отражают реальной действительности и были порождены неэффективным измерительным оборудованием.
Каждой технологии свое время
Приведенные выше рассуждения не должны рассматриваться как критикующие людей, продвигающих установление стандарта или денситометрии в целом. Просто технология колориметрии появилась совсем недавно. Денситометрия в течение всего времени своего существования давала возможность инструментального контроля в полиграфии. Однако наличие спотовых красок, применяемых в упаковочной индустрии, требует использования колориметрических методов измерения.
Второй полезной особенностью колориметрического подхода является упрощение процесса обработки изображений и изготовления форм. Это происходит из-за того, что колориметрический подход позволяет судить о полутонах так же, как это сделал бы человеческий глаз, и это часто позволяет отказаться от использования компенсационных кривых.
Автор убежден, что с существующим сегодня оборудованием технически возможно установить во флексопечати стандарт, который будет удовлетворять всем требованиям даже самых взыскательных потребителей печатной продукции. Кроме того, автор убежден, что во флексопечати возможно достижение намного более современного и универсального стандарта, чем в других видах печати.
Мартин Дреер, ведущий инженер по цифровым технологиям фирмы «Дюпон де Немур», Германия, Ной-Изенбург
Оригинал статьи был опубликован в февральском номере журнала NarroWebTech за 2004 год
Послесловие переводчика
С моей точки зрения данная статья является знаковой. Если отбросить довольно спорные тезисы автора статьи по поводу введения стандарта на флексографическую печать, то крайне интересным и важным представляется момент о применении спектрофотометрии в процессе контроля печати и построения разного рода компенсационных кривых. Это очень важно не только для флексографии, но и для любого другого вида печати. Практически все современные растровые процессоры, будь то от фирмы Creo, Barco или от Agfa дают возможность построения компенсационных кривых, основываясь на денситометрических данных, что не совсем корректно. В отличие от спектрофотометра, денситометр не моделирует особенности человеческого зрения, и с точки зрения человека промеры, сделанные денситометром, не будут соответствовать тому, как человек воспринимает рассматриваемую им сцену. Особенно это касается использования спотовых красок. Об этом, собственно, и говорит автор статьи.
В чем же заключается проблема использования спектрофотометра? А вот в чем. Стандартно программное обеспечение любого спектрофотометра может выдать пользователю координаты цвета в L*a*b* (или любой другой ЦКС), но ведь по этим трем координатам надо судить о «тяжести» соседних патчей (если речь идет о стандартных шкалах, печатаемых на краю печатного листа для денситометрического контроля растискивания и оптической плотности). И как вынести такое суждение, не совсем понятно. Использовать только одну координату L*, т.е. судить по светлоте, неправильно. Имеют значение все три координаты. И, наверное, именно поэтому автор применяет термин «тяжесть» (heaviness) изображения, сознательно не желая использовать термин «светлота», чтобы никто не перепутал его с координатой L*. Дело упирается в достаточно сложную математику и сам принцип, для того чтобы получить из трех координат некое значение, по которому можно будет судить о «тяжести» соседних патчей так, как это сделал бы человеческий глаз.
Судя по этой статье, в фирме DuPont как раз и проводятся исследования в этом направлении. Никакой более подробной информации на эту тему не дается. И это понятно. Такие исследования представляют ноу-хау фирмы и, скорее всего, будут патентоваться. Но в любом случае сам факт таких исследований является показательным, и за всеми новациями в этой области надо внимательно следить. Справедливости ради надо отметить, что фирма VUTEk, выпускающая широкоформатные плоттеры, в своем растровом процессоре использует спекторофотометр для проведения процедуры линеаризации. К сожалению, информация о механизме этой процедуры отсутствует. Кроме того, фирма BESTColor USA Inc. также сделала нечто похожее в пятой версии своего растрового процессора Best ColorProof в части, касающейся линеаризации цветопробы. По утверждению фирмы, замеры шкал проводятся на основании спектрофотометрических, а не денситометрических данных. Однако этот продукт появился сравнительно недавно, и судить о его качестве пока рано.
Александр Буреев