RU|DTP - настольные издательские системы
Home | FAQ | Литература | Статьи | Документы ICC | Prepressure | Download | Форум Восстановленная копия сайта RuDtp.ru

СТАТЬИ

Дмитрий Табанин
Render Intent в ICC-профайлах

ICC-профайлы четырехкрасочных печатных процессов, подготовленные достаточно солидными изготовителями, как правило, содержат четыре основных таблицы: Lab-значения разнообразных CMYK-сочетаний и CMYK-подобия для различных Lab-значений в режимах Relative Colorimetric, Perceptual и Saturation. Первая таблица используется для конвертации из CMYK в Lab (например, при отображении на мониторе), а три последние — непосредственно для цветоделения, точнее, для преобразования цвета из аппаратно-независимого цветового пространства в аппаратно-зависимое. Спецификация ICC не регламентирует механизм Absolute Colorimetric Render Intent — такое преобразование выполняется с использованием таблиц Relative Colorimetric.

Цветовой профайл устройства содержит несколько таблиц преобразования из аппаратно-независимого цвета в аппаратно-зависимый по той простой причине, что цветовой охват любого многокрасочного усройства существенно более узок, нежели диапазон видимых глазом человека цветов.

Схематическое сравнение цветового охвата четырехкрасочного офсета на мелованной бумаге и цветового охвата глаза можно посмотреть на диаграмме слева— по осям идут координаты a и b пространства Lab, Lightness можно менять, таская ползунок.

Возникает очевидная проблема — как преобразовывать цвета, не попадающие в цветовой охват устройства. Для различных типов изображений можно придумать несколько правил «жертвования» — например, для деловой графики вполне можно пожертвовать точностью воспроизведения цвета «в угоду» насыщенности.

Именно из таких соображений и формируется таблица Saturation — преобразование цветов с использованием этой таблицы приводит к «зажариванию» изображения — картинка получается достаточно плотной и насыщенной. Схема преобразования цветов при использовании таблицы Saturation приведена слева. Хорошо заметно, что различные по светлоте и насыщенности цвета, лежащие на одной белой линии диаграммы, приводятся практически к одному цвету — визуально такое преобразование выглядит как «уплощение» насыщенных цветов, например, ярко-зеленое яблоко после цветоделения может просто потерять объем — превратиться в цветовое однотонное пятно.

Saturation Render Intent. Фон — срез CIE Lab пространства. Значения светлоты L пробегает от 0 до 100, значение b — от 0 до -60 (-127 в системе Adobe). Координата цветности a зафиксирована и равна 0. Желтая линия — охват печатной машины, голубая — монитор. Белые линии — диапазон цветов, считаемых вне цветового охвата офсета, короткие красные линии — диапазон цветов, к которому приводится соседние.

Таблица Perceptual, напротив, генерируется из соображений сохранения тональных различий — такая таблица нацелена прежде всего на сохранение отношений цветов, жертвуя точностью воспроизведения светлоты и насыщенности. На диаграмме видно, что дапазон цветов вне цветвого охвата офсета, лежащий на одной белой линии, сужается до достаточного широкого диапазона (красная полоска). Таким образом, хотя цветовые различия и станут менее «контрастными», но останутся заметными. Ярко-зеленое яблоко из предыдущего примера станет лишь немного более «плоским», однако перестанет быть насыщенным. Степень потери насыщенности в угоду сохранению тональных отношений может быть различной — это зависит от изготовителя профайла. Некоторые приложения, позволяющие генерировать ICC-профайлы, имеют опцию тонкой подстройки параметров «жертвования».

Таблицы Perceptual используются, как правило, при цветоделении фотографий с насыщенными цветами, хотя вполне могут использоваться при цветоделении сложных векторных иллюстраций, а при «поточной» обработке изображений — вообще в подавляющем большинстве случаев.

Perceptual Render Intent. Фон аналогичен предыдущей диаграмме, линии имеют то же значение.

Иногда, тем не менее, бывает необходимо максимально сохранить тональных диапазон и точность цвета фотоизображения, особенно, если фото не «пережаренное» и вполне укладывается в цветовой охват офсета. В таком случае наиболее приемлемо применение таблицы Relative Colorimetric. Эта схема преобразования в максимальной степени сохраняет точность воспроизведения светлоты, насыщенности и оттенка изображений, целиком попадающих в цветовой охват устройства, под которое делается преобразование цвета (при условии, что «белый цвет» печатного устройства достаточно близок к «белому цвету» исходного изображения, в системах DTP это означает хорошую пригнанность белой точки монитора к цвету тиражной бумаги).

По схеме хорошо видно, что этот механизм приводит невоспроизводимые цстройством цвета в основном за счет снижения насыщенности, светлота сохраняется почти неизменной. Широкий дипазон цветов на белой линии сжимается в совсем узенький воспроизводимый печатным устройством, то-есть сильно насыщенные цвета одного оттенка и светлоты почти сливаются. По этой причине даный механизм малопригоден для «поточной» обработки изображений, насыщенные фото требуют ручной доводки, «укладывания» невоспроизводимых печатным устройством цветов в воспроизводимый диапазон средствами приложения для редактирования изображений.

Relative Colorimetric Render Intent. Правая часть фона этой и предыдущей диаграмм, ограниченная упирающимися белыми и красными линиями слева и серой шкалой справа — это диапазон цветов, воспроизводящийся с минимальными искажениями.

Автор этой заметки использует практически во многих случаях именно Relative Colorimetric Render Intent, в остальных случаях используется профайлы, состоящие всего из одной таблицы, представляющей собой синтез, «среднее арифметическое», между Relative Colorimetric и Perceptual. Один из этих профайлов эти можно скачать отсюда (ZIP, 370 kB). Профайл предназначены для цветоделения под четырехцветную офсетную печать традой Euroscale на мелованной бумаге с плотностями и градационной характеристикой, подогнанными под веер Pantone Process Color System Guide.


Необходимо сказать несколько слов об Absolute Colorimetric render intent. Эта схема преобразования отличается от Relative Colorimetric тем, что стремится воспроизвести белый цвет устройства с максимальной точностью — например, такая схема преобразования необходима в цветопробных устройствах — с ее использованием можно эмулировать, скажем, низкую белизну газетной бумаги на носителе (как правило, достаточно белом), используемом для получения цветопробы. Цвет газетной бумаги — «белая точка» соответствующего профайла — будет просто напечатан на бумаге цветопробы.
Необходимо также сказать, что Консорциум ICC не пришел еще к единому мнению по поводу формата указания белой точки в профайлах, и профайлы не содержат таблиц Absolute Colorimetric — эти таблицы генерируются «на лету» модулем преобразования цвета (CMM). По этим причинам точность преобразований, как правило, неудовлетворительная.

Резюме: выбор необходимой таблицы должен производится с учетом изображения и необходимой точности воспроизведения насыщенности/светлоты/оттенка.

 !!!  Все диаграммы этой заметки являются оценочными — схемы преобразования могут существенно отличаться в зависимости от изготовителя профайла (или программного обеспечения, использованного при генерации профайла).

Это хорошо заметно по иллюстрации, приведенной выше. Ярко-синее изображение было разделено на четыре краски с использованием разных профайлов через ACE CMM Adobe Photoshop 6. Наиболее приемлемый результат получился с использованием Perceptual render intent. По не очень очевидной для автора причине изображение, полученное с использованием Saturation-таблиц профайла от Kodak весьма похоже на изображение, поделенное по таблицам Relative Colorimetric от Heidelberg. Дальнейшее тестирование разнообразных профайлов для цветоделения под офсетную печать формата Euroscale показало, что более-менее «повторяемые» (и то с большой натяжкой) результаты получаются только в случае использования Perceptual render intent — по остальным таблицам преобразований результаты различаются очень сильно. Диаграммы этой статьи строились на основании анализа данных профайла Euroscale Coated пакета Adobe Photoshop 6 и эти диаграммы очень хорошо соотносятся с информацией, полученной из спецификации, взятой с www.color.org. Прикидочное построение диаграмм схемы приведения невоспроизводимых цветов для других профайлов показало, что изготовители профайлов трактуют рекомендации ICC-консорциума по формированию Rel.Colorimetric- и Saturation-таблиц совершенно различно. Самый поразительный результат получился при использовании таблицы Saturation, сгенерированной Harlequin HFCS. Эта таблица дает результат, схожий с использованием фильтра Adjust/Posterize c количеством уровней около 7. Для остальных профайлов анализ показал, что, как правило, две из трех таблиц профайла различаются весьма незначительно. Оценить реальный механизм приведения невоспроизводимых цветов конкретного профайла можно, скачав отсюда ZIP-архив с Lab TIFF-файлом (23 kB), сконвертировав его в CMYK с использованием нужных таблиц вашего профайла и выполнив Adjust/Posterize на 10-15 уровней. После этих операций будут хорошо видны «изолинии», иллюстрирующие механизм приведения невоспроизводимых цветов по яркости. В неплохом приближении, варьируя количество «шагов» фильра Posterize, можно оценить и механизм приведения по насыщенности.

С автором этой статьи можно связаться по e-mail:ermouth@yahoo.com



Дата размещения: 2002-02-07 11:33:54
Видеокурс Допечатная подготовка журнала
Desktop Publishing на человеческом языке
Разделы: Home | FAQ | Литература | Статьи | Документы ICC | Prepressure | Download | Форум

О «мертвых» линках и ошибках сообщать вебмастеру бесполезно. Это восстановленная после аварии копия сайта.

Дизайн: N-design