RU|DTP - настольные издательские системы
Home | FAQ | Литература | Статьи | Документы ICC | Prepressure | Download | Форум Восстановленная копия сайта RuDtp.ru

СТАТЬИ

Арсений Гедеванишвили
ДОПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА ВО ФЛЕКСОГРАФИИ
(Краткое пособие для инженеров препресс и дизайнеров)

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.3. Основные программные средства, используемые в допечатной подготовке

Сегодня подготовка макетов к печати поражает своей скоростью, кроме того, она достаточно проста. Но, тем не менее, простота это кажущаяся, и только профессионал может учесть все факторы, влияющие на работу, и решить проблемы в комплексе и достаточно быстро. Никогда не стоит забывать о том, что компьютерные технологии не всемогущи и не столь совершенны, как может показаться. Центром любой деятельности, в том числе и с помощью компьютера, по-прежнему остается человек, а человеческий фактор — это основной параметр, непременно учитывая который можно что-то хорошо выполнить.

Программные средства — это всего лишь инструмент, который необходимо освоить для подготовки макетов. Необходимо также знать принципы образования изображений. Самое же главное — это доскональное знание теории цвета и цветовоспроизведения, теории копирования (репродуцировния) и собственно используемой технологии.

Для успешного использования программных инструментов необходимы базовые знания по работе каждой из используемых программ. Для допечатной подготовки существует ряд программ, которые позволяют выполнить весь комплекс работ, а именно: программы для обработки полутоновых изображений (как правило, фотографий), программы для обработки векторных изображений (логотипы и тому подобная информация), программы для верстки изображения (совмещение текста и графики), дополнительные программы для проверки в процессе работы.

1.3.1 Программы для обработки растровых изображений

Такие программы основаны на использовании поэлементного представления изображений. Они позволяют обрабатывать фотографические изображения, служат дизайнерским целям (создание коллажей, любых художественных работ) и выполняют цветокоррекцию изображений.

Самой популярной и, наверное, наиболее профессиональной программой такого рода давно уже стал пакет Adobe Photoshop. Вообще de facto программы фирмы Adobe уже давно стали стандартом в области допечатной обработки изображений.

Поэлементная структура подразумевает, что все изображение разбито на маленькие квадратики, которые являются отдельными объектами. Это позволяет воспроизводить мельчайшие изменения цвета и структуры, поэтому такая графика и способна передать фотографические изображения.

Для растровых изображений существуют параметры, которые изначально нужно задавать в зависимости от характера выполняемой работы. Такими параметрами являются цветовая модель в совокупности с профайлом цветовоспроизводящего устройства и разрешение.

Понятие цветовой модели было рассмотрено выше, здесь лишь отметим, что та или иная цветовая модель характеризуется глубиной цвета для элементов изображения и числом цветовых каналов.

Глубина цвета характеризует количество информации, приходящейся на один элемент. Число битов информации, используемых для описания цвета, зависит от цветовой модели изображения.

В основном при обработке изображений используются две основные модели — RGB и СMYK, имеющие три и четыре канала соответственно. Обычно на каждый канал приходится 8 бит информации, поэтому изображения в RGB являются 24-битными, а CMYK — 32-битные, т.е. размер CMYK-файлов на 33% больше, чем размер файлов в модели RGB.

Это касается цветных иллюстраций, для черно-белых же используется один канал. Черно-белые изображения могут быть штриховыми и полутоновыми. В первом случае используется один бит на канал (черное или белое), во втором — восемь бит (шкала серого). Поэтому однобитные изображения именуются как Bitmap, а восьмибитные — Grayscale.

Разрешение также влияет на размер файла. Оно определяет размер элементов, а главное — их количество на единицу длины. Например, разрешение 300 ppi (pixels per inch) означает, что на отрезке в один дюйм расположено 300 элементов.

Основное требование к растровым изображениям заключается в том, что значение их так называемого выходного разрешения должно быть в полтора-два раза больше, чем значение линиатуры напечатанного изображения. Это связано, прежде всего, с принципом перевода изображения из поэлементной структуры в растровую, где растровая точка образуется из нескольких элементов. К примеру, наиболее часто используемое разрешение изображения в 300 элементов/дюйм соответствует линиатуре 150 линий/дюйм. Если использовать меньшее разрешение, т.е. отличающееся от соотношения 2:1, то при растрировании можно получить дефект в виде пилообразного контура [16].Таким образом, золотой серединой является соотношение 2:1

В упомянутых разрешениях и кроется, кстати, нежелательность использования изображений из Интернета, которые редко бывают с разрешением большим 72 ppi. Когда мы увеличим разрешение такого изображения, например, до 300 ppi, мы ничего хорошего не получим. Картинка будет размазанной. Для решения этой проблемы в программе Photoshop существуют специальные фильтры (об этом ниже).

Помимо того что программа Photoshop решает множество чисто технических задач  в допечатной подготовке, она обладает значительным количеством инструментов для разработки дизайна. Однако для решения сугубо дизайнерских задач возможностей этой программы порой бывает недостаточно, даже если использовать многочисленные дополнительные фильтры (plug-in).

Для разработки дизайна можно использовать программы так называемой «фрактальной» графики, где изображение представлено не элементами, а «фракталами» — участками изображения, имитирующими, например, мазок кисти. Такой принцип дает гораздо большие возможности для имитации живописи и других художественных работ. Пример такой программы — Painter.

Также можно использовать более удобную в «рисовальном» плане, чем Photoshop, программу Corel Photo Paint.

1.3.2 Программы для обработки векторных изображений

Программы данного типа наиболее широко используются в допечатной подготовке, особенно во флексографии. В первую очередь, такие программы находят применение на этапе дизайна, где требуется создать логотип, выполнить совмещение текста и различной графики.

На сегодня наиболее популярны Adobe Illustrator, Corel Draw и Macromedia FreeHand. Каждая программа обладает своими специфическими особенностями: достоинствами и недостатками.

Особенностью макетов для флексографии является то, что здесь верстка может производиться не в специализированных программах (Quark Xpress, Adobe PageMaker или InDesign), а прямо в пакетах векторной графики. Ведь в данном случае верстка подразумевает не совмещение текста и графики (как в издании), а размещение макетов по печатному полю. Верстка в специализированных программах, напротив, может создать проблемы.

Считается, что наиболее популярным является пакет Corel Draw. Но это не совсем верно. Здесь играет роль человеческий фактор. К примеру, всем известное «противостояние» Москвы и Петербурга. Да, Corel (просторечное название этой программы по названию фирмы-разработчика) популярен, но в петербургской среде, в Москве же больше используют Adobe Illustrator.

Программа Corel Draw является весьма простой для освоения, и, как говорится в ее рекламе, «интуитивно понятной». В этом кроется ее всеобщая популярность — программа осваивается буквально за день. В ней довольно просто создавать сложные изображения, и, с точки зрения дизайна, эта программа дает сто очков вперед любой другой. Да, на первый взгляд это действительно так, но если профессионально освоить Adobe Illustrator и Macromedia FreeHand, то программе можно сказать «прощай» за ненадобностью. И все же негативно относиться к Corel не стоит, т.к. при профессиональном подходе нет ничего проще, чем начать делать макет в Corel, продолжить в Illustrator, а закончить во FreeHand.

Многие используют Corel для того, чтобы сгенерировать различного рода штрих-коды. Противники Corel заявляют, что генерация часто проходит некорректно и большинство штрих-кодов не читается. Однако генерация происходит абсолютно корректно, а некорректными могут оказаться последующие действия: во-первых, часто штрих-код не читается из-за того, что неправильно импортирован в другую программу,  во-вторых, нельзя масштабировать уже сгенерированный штрих-код, даже пропорционально, очень велика вероятность того, что соотношение штрихов поменяется и возникнут проблемы.

Самым главным недостатком Corel является нестабильность работы. Другой недостаток — наличие искажений уже при самом рисовании. К примеру, на каком-нибудь остром угле может появиться длинное продолжение этого угла, которого на самом деле нет. Если распечатать такое изображение на принтере при помощи Win-GDI-драйвера,  то данный дефект тоже будет напечатан, а при записи PS-файла этого длинного продолжения не будет. А если, к примеру, упомянутая распечатка утверждена заказчиком или дизайнер воспринимает этот объект как элемент своего творчества, то при готовом тираже могут возникнуть проблемы.

Поэтому использование данной программы должно ограничиваться лишь этапом дизайна, а для окончательного формирования макета лучше обратиться к Illustrator или FreeHand.

Программа Adobe Illustrator сделана действительно для профессионалов. И в этом есть достоинства и недостатки. Основное достоинство — развитая Система управления цветовоспроизведением и другие системы, которые позволяют достоверно видеть, каким получится напечатанный макет (программа, к примеру, показывает, каким будет конечный цвет при наложении объектов, печатаемых разными красками — overprint preview). Программа обладает массой возможностей, но эти возможности требуют длительного изучения. Основной недостаток программы — ее сложность, но раз освоив эту программу, можно позабыть о многих проблемах.

Среди других недостатков — большая ресурсоемкость. Программа работает сравнительно медленно, даже если стоит самая мощная графическая станция. Поддержка только одной страницы документа тоже не говорит в пользу этой программы, но это, в общем, не является таким уж серьезным препятствием в создании макетов, потому что многостраничность векторных программ это скорее удовлетворение прихоти пользователей, чем реальное требование. К тому же всегда можно воспользоваться программой для верстки Adobe InDesign, которая интегрирована с Illustrator.

Самой продуктивной программой, с моей точки зрения, является Macromedia FreeHand. Любые операции эта программа проводит с поражающей быстротой, в отличие от Corel Draw не дает искажений. Случаются, конечно, сбои, но это скорее исключение, чем правило. Программа обладает всем необходимым для быстрого создания макета.

Несмотря на то, что программа изначально была ориентирована на создание интернет-публикаций, для полиграфии она, что называется, «подходит на все 100%». Удобство использования связано, прежде всего, с продуманной идеологией работы с «цветом». В данном контексте слово «цвет» неслучайно взято в кавычки — FreeHand не может оперировать собственно цветовыми координатами, но лишь компонентами той или иной цветовой модели (RGB- or CMYK-combinations). Здесь очень удобно сортировать «цвета» и избавляться от ненужных. Среди множества объектов с различными «цветами» можно быстро выбрать нужные и «перекрасить» любой из них. Легко обходятся «подводные камни», связанные с появлением компонентов нерабочей цветовой модели (частое явление при конверсии макета из другой программы).

Правда, за такие удобства приходится платить и некоторыми недостатками. Самые существенные из них следующие: плохая Система управления цветовоспроизведением, невозможность прикрепления профайла устройства к рабочему файлу (и, соответственно, невозможность конверсии из охвата в охват), а также невозможность использования растровой графики с «пустыми», незакрашиваемыми, участками. Такие файлы приходится помещать в специальные маски, чтобы через такие «пустые» места «проглядывала» остальная графика.

Колоссальным недостатком Adobe Illustrator и Macromedia FreeHand является «неумение» этих программ работать собственно с цветом, то есть с цветовыми координатами объектов изображений. Ведь порой до последнего момента остается неясным, каким способом будет тиражировано данное изображение и какой профайл печатного оборудования следует выбрать при финальной подготовке макета.

В общем, каждая из перечисленных программ по-своему вносит удобства в работу. Налаженный механизм конверсии из одной программы в другую способствует разработке макета без каких-либо существенных искажений.

1.3.3 Дополнительные программные средства

Помимо перечисленных программ есть несколько таких, которые делают работу производительнее и эффективнее.

В первую очередь, это Adobe Type Manager, которая позволяет наладить работу шрифтов. Здесь можно подключать новые шрифты, сортировать их и выбирать, какие нужны сейчас для использования, а какие нет.

Есть несколько способов систематизации шрифтов. По моему мнению, шрифты необходимо разделить на группы по их начертанию. Это шрифты с прямоугольными засечками (брусковые), с обычными засечками, без засечек и декоративные. Попутно можно составить каталог шрифтов, который будет представлять собой распечатку всех групп шрифтов, установленных на данной машине.

Во флексографии не имеет значения, к какому типу принадлежит шрифт: True Type или Type 1. Перед записью PS-файла все тексты следует перевести «в кривые» (outlines), т.к. обычно используется небольшое количество текстовой информации.

Для использования таких оригиналов, как различные библиотеки изображений, понадобится программа, которая позволит быстро просмотреть необходимые фотографии. Для этого подходит программа ACDSee. К сожалению, программа плохо отображает цветовой состав изображения и вносит существенные искажения, когда изображения представлены в цветовой модели CMYK, но для адекватного представления существует Photoshop.

Упомянутые программы являются «зачинателями» работы, т.е. используются в самом начале подготовки макета. А для окончательной проверки существуют программы, которые позволят исследовать записанный PS-файл и четко проверить работу на наличие ошибок.

Несколько слов о том, что такое PS (PostScript). На самом деле PS — это не что иное, как язык программирования (как Бейсик, Паскаль и т.д.). Это означает, что PS-файл является указанием для системы, в данном случае — указанием, которое несет информацию о наличии и расположении различных элементов изображения. Таким образом, PostScript — это язык описания страниц документов [17].

Можно открыть PS-файл текстовым редактором и увидеть, что он состоит из различных команд и параметров.

История развития языка сама по себе интересна. Раньше не было единой спецификации, и каждый действовал самостоятельно. Ведь 20-30 лет назад, если компьютерные системы (а скорее, прообразы сегодняшних компьютерных систем) и использовались, то они были закрытыми. Отцами-основателями PS являются Ч. Гешке и Д. Уорнок, которые начали свои исследования в фирме Xerox, а продолжили в созданной ими Adobe (это название небольшой реки в Калифорнии). Требовалось придумать способ управления принтерами для корректного отображения ими информации. Потребовалось 20 лет, чтобы PS стал реальностью. А на сегодня известны 3 его модификации, которые отличаются добавленными возможностями: PS Level 1 (был выпущен в 1984 г), PS Level 2 (1994 г — самый употребительный на сегодня) и PS 3 (1998 г).

PS, как и большинство продукции Adobe, уже давно фактически признан стандартом в полиграфии, но это вовсе не означает, что данному способу описания выводимой информации нет альтернативы. Есть и другие языки описания страниц. В свое время даже предвещали скорую гибель PS. Связано это было с развитием формата PDF (Portable Document Format). Но главное отличие PDF от PS состоит в том, что первый не является языком программирования, а является лишь способом описания страниц. И вовсе не важно, что этот формат был также создан фирмой Adobe на основе того же самого языка PS. Поэтому спор «Что лучше?» лишен смысла. Каждый из них предназначен для своей цели: PS — для грамотного вывода на печать (или вывода пленок, форм), а PDF — для компактного и удобного представления информации [18].

Для того чтобы проверить конечный PS-файл, создать цветопробу, вывести пленку или форму существует специальное программное обеспечение, именуемое Raster Image Processor (растровый процессор — RIP), который выполняет функцию растрирования PS-файла. «RIP» называли и называют рабочую станцию, на которой он был установлен. Но такое название приемлемо, если станция только для RIP и используется, на самом деле RIP — это программа.

Использование RIP для проверки готового PS-файла практически на 100% гарантирует то, что сбоев при выводе не будет и будут соблюдены все необходимые параметры, т.к. здесь используется тот же механизм растрирования, что и при выводе пленок и форм.

Растрирование происходит по специально разработанным механизмам. И если раньше растрировали «вручную», снимая оригинал на фотопленку за специальным приспособлением — растром (растр — разнесенная на ячейки прозрачная пластина), то теперь фотоформа получается путем выжигания лазером пятен растровых точек под управлением программы RIP.

Обычно у программы имеются заготовки растровых участков, и она просто вставляет эти заготовки по принципу, показанному на рис. 9 [19].


Рис. 9. Схема растрирования

Таким образом, и поэлементное, и векторное представление информации переводится в растровую форму.

Для проверки PS-файла на экране (с воспроизведением растровой структуры) можно воспользоваться RIP Harlequin SDP-RIP. Не стоит, однако, думать, что эта программа позволяет только проверить PS-файл. Она позволяет также получить цветопробу, записать пленку на выводном устройстве и обладает широким спектром возможностей.

Цифровая цветопроба — это эмуляция цветоискажений, свойственных тиражному устройству, при помощи другого, более совершенного устройства, например, струйного принтера. В основе цветопробы лежит конверсия аппаратных данных источника (тиражное устройство) в аппаратные данные назначения (цветопробный принтер). Для организации цифровой цветопробы необходимо и достаточно иметь цветной струйный принтер (Epson — наиболее приемлемый вариант), упомянутый RIP и работающую Систему управления цветовоспроизведением.

Упомянутая программа Harlequin SDP-RIP универсально подходит и для проверки PS-файла, и для создания цифровой цветопробы, и для вывода пленок. Но у нее есть некоторые проблемы с цветовоспроизведением, поэтому для цветопробы лучше подойдет программа Best Color Proof, которая предназначена только для вывода цветопробы.

Программа удобна с точки зрения интерфейса, имеет широкий диапазон настроек, и самое главное, ядро ее Системы управления цветовоспроизведением, разработанное фирмой Heidelberg, считается одним из лучших.

Так как цифровая цветопроба — это процесс традиционной субтрактивной визуализации изображения, полутона в ней воссоздаются путем обычного растрирования: регулярного или стохастического. Многие хотят, чтобы воспроизведение растровой структуры было таким же, как на оттиске. Однако попытка копирования тиражного растра заведомо обречена, т.к. красители, используемые принтером, серьезно отличаются по спектральным характеристикам от печатных красок: растровые точки, получаемые при цветопробе, будут иметь иные относительные площади (как говорят, «иной процент»), чем на тиражном оттиске. То есть, это будет уже другая растровая структура.

Конечно, можно задаться вопросом, а зачем  воспроизводить растровую структуру? В первую очередь, можно контролировать появление муара. Но если четко соблюдать технологические параметры, никакого муара не будет (даже учитывая тот факт, что во флексографии взаимодействуют две растровые структуры: форма и анилоксовый вал).

Во-вторых, заявляется, что растровая цветопроба покажет заказчику, что изображение будет «в точечку», и позже, при сдаче тиража не возникнет недоразумений. Но, во-первых, нужно давать заказчику базовые знания по системам репродуцирования. Во-вторых, есть законы восприятия информации, где информационная часть преобладает над способом представления (обычно, если не заострять внимание, человеческое сознание не воспринимает структуру воспроизведения информации). В-третьих, придраться можно к чему угодно. Поэтому, когда заказчик выражает недовольство и говорит, что он «изображения в точечку не заказывал!», можно подвести клиента к телевизору или монитору и объяснить, что «изображения в точечку» окружают всю его жизнь.

К тому же цветопроба на то и называется цветопробой, что, в конечном счете, мы хотим узнать, какой цвет неба, к примеру, мы в итоге получим, а не то, что небо в природе голубое, потому что лучи солнца так фильтруются атмосферой Земли, а на оттиске — потому что на бумагу подано такое-то количество краски.

Для желающих убедиться в растровой структуре в RIP заложены специальные опции. В программе Best Color Proof эти опции сознательно ограничены. В Harlequin SDP-RIP, наоборот, открываются широкие возможности для таких манипуляций.

Вариантом является аналоговая цветопроба, которая отличается от цифровой тем, что полностью имитирует технологический процесс с помощью соответствующего оборудования (пробопечатный станок — в сущности маленькая печатная машина). Но может случиться и так, что приобретенный для удовлетворения амбиций руководства пробопечатный станок будет затем пылиться на складе. Для аналоговой цветопробы нужны действительно веские основания и главное — очень большой объем продукции. В последнее время, с развитием технологий цифровой цветопробы, использование аналоговой все больше ограничивается, так как первая позволяет получить наилучшие результаты с наименьшими затратами.

Структура цифровой цветопробы основана на так называемом стохастическом (случайном) растрировании. Такие отпечатки не имеют регулярных структур. В общем-то, стохастика используется и в полиграфии, в основном в офсете. Во флексо такой способ не приемлем, из-за появления нестабильности воспроизведения. Альтернативой служит так называемое гибридное растрирование, где растр в средних тонах и тенях регулярен, а в проблемных светах используется стохастика. Такими функциями обладают RIP от ArtWorks, Alpha, Barco [19].

Упомянутые продукты предназначены для конкретных флексографских нужд и оптимальны при использовании, в отличие от стандартных «офсетных» RIP, хотя бы потому, что учитывают специфические особенности флексографии, к примеру, инверсная передача в светах [19].

Проверку PS-файла можно производить и другими средствами, хотя и менее эффективными. Для этого служит пакет программ Adobe Acrobat. Acrobat Distiller позволяет превратить PS-файл в PDF-файл, а программа Acrobat Reader, позволяет открывать и редактировать файлы такого формата. Напомним, что напрямую корректно открыть PS-файл не представляется возможным (кроме текстового его отображения): всегда требуется выполнить какое-либо преобразование, и PDF-файл — один из результатов этого преобразования. В общем-то, при работе RIP с PS-файлом — происходит такое же преобразование, только во внутренний формат RIP.

PDF-файл не воспроизводит растровой структуры, более того, он также не гарантирует от ошибок PS-файла, но тем не менее он удобен и позволяет выполнить хоть какой-то контроль.

И в заключение несколько слов о программах, которые предназначены специально для флексографии. Фирмами, специализирующимися на оборудовании для изготовления форм (Barco, ArtWorks), выпускается специальное программное обеспечение, которое позволяет выполнять дизайн, верстку и вывод в одном пакете. Конечно, все это можно выполнить в программе для векторной графики, но такие специализированные программы уже учитывают все особенности технологических процессов и автоматизируют допечатную подготовку.

Примером может служить программа ArtPro от ArtWorks. Здесь не представляет труда изготовить этикетку и упаковку: достаточно ввести параметры и разработанный дизайн уже будет полностью готов к печати. Данная технология значительно экономит время, но стоимость ее очень высока: 25 000 долларов США[20].


далее…



Дата размещения: 2003-09-19 16:07:36
Видеокурс Допечатная подготовка журнала
Desktop Publishing на человеческом языке
Разделы: Home | FAQ | Литература | Статьи | Документы ICC | Prepressure | Download | Форум

О «мертвых» линках и ошибках сообщать вебмастеру бесполезно. Это восстановленная после аварии копия сайта.

Дизайн: N-design