RU|DTP - настольные издательские системы
Home | FAQ | Литература | Статьи | Документы ICC | Prepressure | Download | Форум Восстановленная копия сайта RuDtp.ru

СТАТЬИ

Александр Пыльский
Сколько деталей у цвета (на пути к правильной цветопередаче).

Практически все владельцы цветных принтеров сталкивались с проблемой нормальной настройки цветопередачи в своей компьютерной издательской системе. И, как правило, на этом этапе наталкивались на некоторые трудности - изображения, насыщенные и естественные на экране монитора, на бумаге выглядят совершенно по другому. И даже тщательный перебор настоек в драйвере с учетом всех возможных режимов печати не позволяет получить отпечаток, близкий по цвету экранному изображению. При работе со сканером ситуация еще более запутывается - ни изображение на мониторе, ни отпечаток не похожи на оригинал.



1) Профиль сканера
2) Профиль фото-СD
3) Профиль камеры
4) Программы сканирования
5) Редакторы изображения
6) Программы верстки
7) Профиль принтера А
8) Профиль принтера В
9) Профиль принтера С
10) Профиль монитора









Рис. 1. Применение СMS

 

Как показывает опыт, решать эту проблему эмпирическим путем достаточно дорого. А что говорить о ""гениальном"" по дизайну буклете, сданном в печать в типографию. Конечно же, в этом случае всю ответственность за качество допечатной подготовки лучше всего переложить на специалистов, вооруженных сложными и дорогими станциями цветокоррекции и проверять все с помощью специальных тестов - цветопроб. Однако не вызывать же профессионального цветокорректора на каждую распечатку.

На первый взгляд решение этой проблемы есть. Оно называется аппаратно-независимая сквозная система управления цветом (далее CMS) и предназначена именно для обеспечения корректной цветопередачи на любых мыслимых и немыслимых устройствах, работающих с цветом. Эта полностью цифровая технология основана на принципах работы человеческого глаза, и должна обеспечить простое и прозрачное согласование цвета на трех основных этапах работы с цветом:

  1. ввод изображения в компьютер с помощью сканера или цифрового фотоаппарата;
  2. отображение цвета на мониторе;
  3. цветная печать.

Для этого CMS работает с цветом в абстрактных цветовых системах XYZ (или Lab), которые по определению не зависят от вида аппаратуры (см. статью "Почему они независимы"). В таких системах все согласования цвета между различными устройствами в цепочке происходят с помощью специальных описателей - профилей, характеризующих цветопередачу каждого устройства. При передаче изображений от устройства к устройству они каждый раз пересчитываются из внутренней цветовой модели (к примеру, RGB или CMYK) в Lab, а затем обратно. К примеру, сканер передает изображение в компьютер в модели RGB. Но если мы напрямую отобразим это изображение на мониторе (также работающем в модели RGB), то получим значительные цветовые искажения. Причина их в том, что цветовые характеристики RGB-фильтров сканера не совпадают с RGB-люминофорами монитора. Для согласования цветов между сканером и монитором можно использовать два подхода:

  1. Настроить сканер так, чтобы он сам вносил поправки в изображение, адаптируя их к монитору.
  2. Каждое изображение, полученное со сканера, сопровождать профилем, описывающем цветовые характеристики его фильтров. И в дальнейшем, с помощью этого профиля, проводить адаптацию изображения для любого монитора или принтера.

Как видно, второй способ более гибок и универсален. Единственное, что нужно отметить - файл с изображением обязательно должен иметь адекватный профиль. Без него вся идея аппаратной независимости немедленно превращается в шутку. В таком случае программы в панике пытаются найти замену или подставить некий default-профиль. И даже если найти профиль от той же модели сканера, гарантии точного совпадения дать нельзя. Ошибки могут быть очень велики.

Первыми, кто начал внедрять этакий “Color plug-and-play”, были владельцы Macintosh с системой ColorSync 1.0. Идея понравилась всем, и в 1993 г. комитетом ICC были разработаны открытые стандарты управления цветом на основе XYZ. В результате в настоящее время технология распространилась практически повсеместно. К примеру, сейчас все популярные операционные системы (т.к. MacOS, Windows) вооружены CMS, эти функции встроены теперь практически во все популярные графические редакторы и пакеты верстки. И любимый многими Adobe PhotoShop теперь с неожиданной настойчивостью стремится использовать все возможности автоматического управления цветом на основе профилей ICC. Производители цветной компьютерной периферии обеспечивают всю свою аппаратуру профилями в стандарте ICC и драйверами, совместимыми со средствами CMS. Как говорится, включайте и пользуйтесь

Однако за прошедшее время система так и не смогла завоевать популярность у профессиональных пользователей. Конечно же, теоретически технология CMS обеспечивает наиболее гибкую и оптимальную сквозную цепочку, скрывая при этом от пользователя все технические проблемы обеспечения цветопередачи, и оставляя на человека только творческие задачи. Но на практике, к сожалению, несовершенство технологии значительно снижает её эффективность и универсальность. И все же, несмотря на молодость и несовершенство (см. статью "Так наступило ли время Color Plug-n-Play?"), во многих случаях применение системы возможно уже сейчас. Стоит только четко определить области её применимости и способы контроля.

далее...


Дата размещения: 2001-11-24 12:08:08
Видеокурс Допечатная подготовка журнала
Desktop Publishing на человеческом языке
Разделы: Home | FAQ | Литература | Статьи | Документы ICC | Prepressure | Download | Форум

О «мертвых» линках и ошибках сообщать вебмастеру бесполезно. Это восстановленная после аварии копия сайта.

Дизайн: N-design