Дэн Маргулис, Крис Мерфи
Прагматический подход к решению проблемы управления цветом: ближайшие перспективы.
Часть 3. Неудачи концепции управления цветом.
Те
положительные моменты, о которых шла речь в предшествующем разделе,
стали очевидны по результатам многолетнего применения указанных
подходов. С другой стороны, собственно, нет ничего нового в предварительном
просмотре изображений на мониторе для ознакомления с возможными
результатами печати, поскольку специалисты пользуются этим приемом
уже в течение по меньшей мере десяти лет. Другие упомянутые выше
подходы также не являются большими откровениями. Функционально
гибкий формат IСС имеет определенные преимущества и, хотя группа
использующих его специалистов пока еще остается малочисленной,
успех этого формата практически предрешен. Негативные моменты
возникают, как правило, при попытках проведения каких-либо радикальных
изменений, например, при попытках привнесения профиля в каждый
файл или при попытках изменения цветового пространства непосредственно
при печати (чего не допускают традиционные алгоритмы). Ниже обсуждаются
те негативные последствия, которые уже наблюдались на практике
при попытках использования указанных подходов.
Провайдеры
услуг. Лишь небольшое число фотолабораторий и других фирм,
ориентирующихся в основном на использование варианта RGB, имеют
возможность использовать цветовые профили. Так, многие фирмы-поставщики
принтеров, бюро обслуживания и фирмы предпечатной подготовки,
использующие среду CMYK, практически полностью байкотируют этот
подход. Противники стандарта ICC часто просят его сторонников
назвать хотя бы нескольких провайдеров услуг, работающих в CMYK
и обеспечивающих хоть какие-нибудь дополнительные услуги кроме
калибровки устройств печати и, возможно, учета профилей, внедренных
в поступающие извне файлы. Следует отметить, что сторонники стандарта
IСС так и не смогли до сих пор назвать ни одной хорошо известной
фирмы, предлагающей такие услуги.
Увеличение
издательских расходов. Фирмы с большим числом операторов
и устройств печати не так недружелюбно настроены к концепции управления
цветом, как провайдеры услуг. Тем не менее, они не стремятся быстро
внедрять у себя эти новшества и ограничиваются только теми подходами,
которые создают очевидные преимущества и не способствуют росту
издательских расходов.
Работа
в RGB. Более 10 лет тому назад сторонники концепции управления
цветом высказали идею, согласно которой новый оптимальный подход
должен дать возможность осуществлять подготовку к печати, оставаясь
в цветовом пространстве RGB, а цветоделение в CMYK выполнять посредством
RIP (растровый имидж-процессор - программно-аппратный комплекс,
обеспечивающий растрирование даннх при передаче их на фотонаборный
автомат, плейт-сеттер или устройство цифровой печати - прим. ред.
(О.Б.)). К 1994 году было достигнуто соглашение о том, что конференция
Seybold Conference будет специально проведена по теме "Эффективное
использование CMYK". При этом планировалась ответить на вопросы
о том, что делать со всеми старыми наработками и файлами (на основе
CMYK) при появлении новой технологии.
В этом случае речь идет не о проведении коррекции преимущественно
в RGB, а, скорее, о коррекции исключительно в RGB с целью последующего
перехода к CMYK. К сожалению, достигнутое соглашение оказалось
малоэффективным, поскольку на пути разработчиков возникли серьезные
препятствия, связанные с ухудшением качества печати. В связи с
этим даже в 2001 году авторы не могут с уверенностью назвать ни
одной серьезной фирмы, обеспечивающей высокий уровень качества
и успешно использующей указанный подход.
Использование
аппаратно-независимого RGB. Еще до 1998 года при получении
файла RGB без соответствующих пояснений по умолчанию полагалось,
что этой файл подготовлен в формате "Photoshop RGB",
даже если файл создавался без привлечения программных средств
Photoshop. Параметры RGB, задаваемые пользователями программных
средств Photoshop, естественно, различались, поэтому в том случае,
когда формат "Apple RGB" принимался за формат "Photoshop
RGB", существовал некоторый неприятный элемент неопределенности.
Привнесение в программные средства Photoshop 5 нескольких константных
вариантов RGB, не зависящих от индивидуального устройства воспроизведения
и неизменяемых пользователем (в настоящее время это Adobe RGB,
Apple RGB, ColorMatch RGB и sRGB), разрушило большое число существовавших
настроек. Разработка этого подхода обосновывалась тем, что он
позволял обеспечить лучшие точностные показатели, а также одинаковую
передачу изображений на предварительно откалиброванных мониторах.
При этом выражалась надежда, что даже заядлые Web-пользователи
со временем будут вовлечены в этот процесс и начнут использовать
корректные варианты описания цвета, например, при заказе с помощью
сети Internet одежды и мебели. Тем не менее, на практике различия
между отдельными мониторами (даже одной и той же модели) могут
практически нивелировать все эти возможности. (Для наших российских
условий это верно в квадрате, поскольку даже во многих дизайн-бюро
до сих пор работают не просто на некалиброванных мониторах, а
на мониторах, которые калибровать бесполезно, кроме того, почему-то
весома распространена ужасающая привычка работать при максимальной
яркости монитора и внешнем боковом освещении. - прим. ред. (О.Б.)
) Подобный вывод, к сожалению, остается верным даже для тех случаев,
когда мониторы соответствующим образом калибруются и настраиваются,
что уже само по себе делается достаточно редко. И, наконец, нельзя
не отметить, что в наши дни лишь немногие рабочие алгоритмы разрабатываются
таким образом, чтобы обеспечить реальную независимость параметров
RGB от используемого устройства воспроизведения, а подобную унификацию
можно считать альтернативным решением по отношению к заданию индивидуальных
параметров на каждом мониторе.
Универсальный
язык цветового общения. На протяжение прошедшего десятилетия
лейтмотивом всего движения в защиту концепции управления цветом
являлась идея внедрения определенных инструкций в каждый создаваемый
файл. Однако, те небольшие успехи в реализации концепции IСС,
которые были достигнуты к настоящему времени, практически не связаны
с этой идеей. В прошлом применение подобных приемов породило ряд
серьезных проблем, прежде всего для изображениях в градиенте серого
и, во-вторых, для CMYK. По этой причине даже сторонники указанной
идеи не достигли согласия относительно полезности использования
внедренных профилей. Некоторые пользователи подходят к этому вопросу
чисто философски. Так, если в один прекрасный день станет очевидным,
что использование внедренных в файлах профилей окажется невозможным,
все пользователи разом откажутся от их применения, а процедура
перенастройки не займет более одних суток.
Недопонимание
существующих препятствий. Даже на тех направлениях, которые
считаются вполне успешными, имеются определенные препятствия,
которые, как правило, недопонимаются сторонниками концепции IСС.
Те специалисты, которые уже успешно используют указанные подходы,
не скрывают своего положительного отношения к стандарту IСС, однако,
число подобных специалистов остается небольшим, хотя и демонстрирует
медленный рост. С другой стороны, имеется и целый ряд негативных
примеров использования разработанных подходов. Так, достаточно
часто можно слышать о том, что реализация концепции управления
цветом при помощи ICC привела к потере целого года работы или
свела на нет усилия по подготовке ответственной презентации. Вряд
ли от больших групп пользователей, в частности, выполняющих ответственные
операции по цветокоррекции или провайдеров услуг CMYK можно услышать
какое-либо положительное мнение, поскольку накопившие положительный
опыт группы пользователей и провайдеров пока являются весьма малочисленными.
В то же время уже в течение десяти лет высказываются различные
прогнозы о необходимости создания универсального языка цветового
общения, который якобы позволит примирить всех враждующих оппонентов.
Если вернуться в год 2001, то можно смело утверждать, что прогнозы
остались настолько же далекими от реализации, как и на момент
их высказывания в начале 90-ых годов. Тем не менее, на момент
появления каждый подобный прогноз вызывал определенный резонанс
в среде специалистов и обещал привести к заметным переменам в
графическом программном обеспечении. Нельзя забывать, конечно,
и о том, что каждый прогноз высказывался представителем организации,
которая считалась вполне компетентной по данному вопросу.
Так, почему же в свое время было допущено столько ошибок? Если
сама концепция была вполне реалистичной, то какие проблемы проглядели
или недооценили ее создатели?
Видимо, специалисты на тот момент времени не вполне отчетливо
представляли себе то, что они предлагают заменить старые проверенные
практикой издательские средства на нечто новое и не всегда понятное.
Управление цветом на основе использования прикрепляемых к изображению
профилей с теоретической точки зрения можно считать весьма привлекательным,
однако, на практике это породило угрозу потери целого ряда отработанных
алгоритмов, а по существу издательских технологий. Следует также
не забывать о том, что работа в цветовом пространстве CMYK имеет
больше неопределенностей по сравнению сRGB. На вопросы относительно
параметров CMYK-файла специалисты обычно разводят руками и говорят,
что, видимо, файл был подготовлен с учетом требований конкретного
журнала.
Неопределенность подобного высказывания заставляет сделать только
один вывод: для обычных специалистов вопрос является сложным и
его лучше не касаться. Поэтому многие полагают, что, если отрасли
и требовалось создание каких-либо специальных продуктов, то это
вполне можно было реализовать до момента появления стандарта IСС.
Однако, как уже отмечалось выше, с теоретической точки зрения
все обстоит вполне пристойно. Качество печати должно улучшаться,
а уровень неопределенности неуклонно снижаться. Все это действительно
обстоит указанным образом, однако, утверждение относительно неизбежности
быстрой и полномасштабной реализации концепции IСС было явно преждевременным.
При этом сторонники концепции просто забыли о некоторых существующих
проблемах.
Кто
будет приобретать новые средства? Внедрение новых средств
и методов всегда требует временных и денежных затрат. Не составляет
исключения в этом смысле и специализированное программное обеспечение.
Программные средства Photoshop предоставляются фактически бесплатно,
поскольку в наши дни практически все специалисты ими располагают.
Спектрофотометры, которые, по мнению многих специалистов, являются
обязательными при создании цветовых профилей, являются весьма
дорогостоящими приборами, тогда как зрение дано человеку бесплатно
и служит ему достаточно долго. Эти реалии сразу же приводят к
исключению из рассмотрения большого сегмента рынка. Пользователи,
которым не требуется высокое качество, совершенно не желают тратить
деньги на его приобретение. С другой стороны эксперты в вопросах
цвета уже создали множество методов и приемов, позволяющих успешно
улучшать качество изображения, и весьма критично воспринимают
все нововведения. Кроме того, существующие программные и аппаратные
средства и без того уже являются сложными для новичков в этом
бизнесе. В результате отсева остается весьма немногочисленная
группа тех пользователей, которые не являются экспертами или начинающими
специалистами и считают необходимым постоянно улучшать качество
своей продукции (а также готовы платить за это в необходимых объемах).
Этот образ как нельзя лучше подходит для профессиональных фотографов,
которые, как уже отмечалось выше, возглавляют сторонников реализации
концепции. Но кто еще способен поддержать их в подобном начинании?
Каков
объем рынка средств высококачественной струйной печати? Относительно
дешевые струйные устройства печати в наши дни могут обеспечить
приемлемый уровень качества, удовлетворяющий запросам рядовых
пользователей. Учитывая большое число подобных устройств, находящихся
в эксплуатации, и в предположении дальнейшего роста их числа,
вполне можно понять оптимизм сторонников концепции IСС. Многие
из указанных принтеров предусматривают использование входных данных,
представленных в формате RGB, что считается плюсом алгоритма IСС.
С другой стороны, судя по результатам опроса мнений пользователей,
потребность в улучшении качества печати подобными принтерами является
весьма насущной. Подобные пожелания выражаются достаточно громко
и часто, что создает иллюзию наличия огромного числа сторонников
этой идеи. Однако, большая часть пользователей на самом деле сохраняет
молчание, поскольку эти вопросы для нее не представляют большого
интереса. Следует также напомнить о том, что, начиная с сентября
2000 года, уже четыре фирмы-поставщика средств RIP (для струйных
принтеров) прекратили заниматься этой деятельностью или понесли
весьма заметные потери.
Как
часто изображение представляется во многих вариантах?
И на этом направлении также похвастаться практически нечем. Чем
больше число вариантов использования изображения, тем более притягательной
является идея использования вариантов IСС. На протяжение длительно
времени полагалось, что число случаев с многовариантным использованием
изображений неуклонно возрастает. Однако, этот фактор никоим образом
не повлиял на продвижение концепции ICC и теперь практически не
используется ее сторонниками. Во многих случаях, требующих многовариантного
представления изображений (например, при работе с Web-объектами
или мультимедийной информацией), упор приходится делать на вполне
конкретные программные средства, причем в зависимости от ситуации
эти средства могут заметно разниться.
Кто
может обеспечить порядок в отрасли? Если бы процедуры калибровки
оборудования могли помочь решить все проблемы, объем соответствующего
рынка увеличился бы значительным образом. Но даже в наши дни всем
стало совершенно ясно, что в отсутствие надлежащего контроля цветовые
профили не могут быть эффективно использованы. При желании эффективно
осуществлять управление цветом следует прежде всего затратить
определенное время для лучшего понимания всех используемых механизмов
и для разработки соответствующих организационных мероприятий.
Однако, далеко не все специалисты готовы даже к подобным жертвам.
Кто
более всех заинтересован в продвижении концепции IСС? Как это
часто бывает, большая доля ручного труда и низкий уровень автоматизации
приводят к заметному удорожанию технологических процессов, но
в то же время создают возможность для получению хороших показателей
качества печати. Если формируемые изображения предназначены как
для печати, так и для применения в сети Web, наилучших показателей
качества можно добиться в условиях организации двух независимых
технологических процессов. При этом в случае необходимости проведения
коррекций индивидуальных изображений использование на первом этапе
метода управления цветом становится непринципиальным. Следует
отметить, что к помощи подобных методов прибегают только те специалисты,
которые стремятся достичь относительно высокого (но не наилучшего)
уровня качества. Группа подобных специалистов является весьма
небольшой, а специалистам, как правило, приходится иметь дело
со второразрядными оригиналами, что, однако, не означает отказ
их от стремления повысить качество формируемых изображений.
В высококачественной прецизионной печати
возможность перехода от одного описания цвета (в частности,
метода генерации черного) к другому является весьма важной
и это, кстати, было успешно подтверждено в ходе использования
программных средств Photoshop (имеется в виду их диалоговое
окно Custom CMYK). При использовании профилей ICC третьих
сторон варианты оказываются предварительно заданными и не
допускающими изменений. Решение проблемы в этом случае связано
с созданием нескольких вариантов профиля, различающихся
лишь по отдельным признакам. Так, например, на практике
могут использоваться как минимум три подобных варианта в
расчете на одно устройство, причем эти варианты могут быть
ориентированы на применение того или иного типа бумаги,
поскольку различия в растискивании при печати может самым
драматичным образом сказаться на качестве изображений. При
этом вполне можно представить себе бюро по обслуживанию,
подготавливающее цветовые профили для всех используемых
в конкретном регионе принтеров. Подобное бюро должно было
бы поддерживать сотни подобных вариантов, поэтому совсем
неудивительно, что показатели использования конкретных IСС-
профилей остаются достаточно низкими.
Другая проблема, не позволяющая широко применять IСС-профили,
связана с необходимостью преобразования файлов CMYK одного
типа в файлы другого типа. Так, издатель, подготавливающий
материалы для журнала, может одновременно попытаться подготовить
их и для публикации в газете. Однако, при попытке подобной
одновременной подготовки с помощью традиционных средств
управления цветом, теряются некоторые важные свойства, в
частности, метод генерации черного. Фирма Imation создала
в свое время аппаратно-программные средства СММ, обеспечивающие
адекватную поддержку установок черного цвета в принимаемых
файлах. Это позволяет пользователям оговаривать для клиентов
методы генерации черного, включая UCR и GCR, максимальный
уровень черного, суммарное красочное покрытие. Требуется
только один профиль для данного варианта печати, а метод
генерации черного может изменяться в процессе печати с помощью
панели управления устройства СММ (фирмы Imation, см. приводящуюся
ниже фотографию).
|
Эффективный,
регулируемый контроль генерации черного в условиях высококачественной
печати. В стандартных IСС-профилях быстрое изменение
генерации черного невозможно. Разработанные фирмой Imation
аппаратно-программные средства позволяют решать эту
проблему, однако, их возможности остались без внимания
на рынке. |
Однако, судьба этого устройства является
классическим примером того, каким образом различные проблемы
могут препятствовать быстрому внедрению весьма удачной инновации.
Следует отметить, что фирма Imation обычно ориентируется
на работу с среде CMYK и фокусирует свое внимание на рынке
продуктов преобразования CMYK-CMYK. Следует также отметить,
что проблемы, связанные с генерацией черного, в данном случае
затрагивают лишь небольшую часть пользователей, а именно
экспертов. Наиболее важно наличие профилей для стандартного
цветоделения, и именно этого не поняли в свое время специалисты
фирмы Imation. И, вероятно, по этой же причине их оригинальные
решения остались фактически невостребованными.
Многие сторонники концепции IСС активно используют пространствоRGB.
Но даже они не осознали, что устройство СММ фирмы Imation
создало возможность для заполнения важной ниши рынка. Так,
устройство СММ может быть использовано как средство для
контроля корректности преобразований цвета. Таким образом,
специалисты фирмы Imation фактически создали весьма перспективные
аппаратно-программные средства для наиболее влиятельной
группы отрасли, а именно для провайдеров услуг. Однако,
сторонники концепции IСС так и не оценили или просто не
распознали необходимость контроля генерации черного в процессе
цветоделения и практически ничего не сделали для того, чтобы
поддержать начинания фирмы Imation.
Следует отметить, что разработанные этой фирмой средства
пока еще являются несовершенными, создают проблемы при использовании
их совместно с программными средствами Photoshop 6 и не
имеют опции UCA, однако, все эти недостатки могут быть достаточно
быстро устранены. В наши дни использование ICC-профилей
для целей печати еще само по себе не позволяет стимулировать
интенсивное развитие устройств СММ и соответствующей технологии.
Поэтому существует вероятность того, что она может быть
потеряна, и этого, конечно, допускать не следует, поскольку
разработанные средства могут в будущем оказаться весьма
привлекательными для бюро обслуживания и фирм-поставщиков
принтеров. Поэтому, по мнению авторов статьи, устройство
СММ, заслуживает гораздо лучшей участи.